Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Автопортрет вместо портрета? ARTinvestment.RU – 17.09.2008, 14:55
Портреты знаменитых людей далеко не всегда отражают действительный облик моделей. К такому выводу недавно пришел нью-йоркский искусствовед и бывший кинорежиссер Саймон Абрахамс (Simon Abrahams), который провел интереснейшее исследование. При помощи компьютерного анализа он сравнил несколько сотен портретов, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней, и пришел к выводу, что изображения великих людей — французских и британских монархов, а также близко стоящих к ним людей, и автопортреты художников, писавших эти картины, зачастую имеют очень большое сходство.
Результаты исследования настолько поразили Абрахамса, что он решил обнародовать свою спорную теорию на сайте ArtScholar.org. На этом портале он начиная с июля этого года ежемесячно публикует фрагменты исследования, каждый из которых посвящен отдельной теме. В первом из них он обратился к живописи художников эпохи Ренессанса, таких как Ян ван Эйк (Jan van Eyck), Петрус Кристус (Petrus Christus) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Абрахамс пишет о том, что на картинах каждого мастера нередко можно увидеть очень похожие, и даже почти одинаковые лица. Например, образ Анны на картине «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» великого Леонардо практически идентичен с образом Иоанна Крестителя на одноименной картине того же да Винчи. А деву Марию, архангела Гавриила и г-жу Арнольфини в произведениях Яна ван Эйка можно назвать почти близнецами.
Четкого объяснения этому феномену Абрахамс не дает, однако развивает эту идею в следующей части, которая посвящена портретам Наполеона и других французских монархов. Если сравнить между собой полотна Энгра, Гро и Давида, на которых изображен император Бонапарт, с трудом верится в то, что это один и тот же человек. Однако если каждый из портретов поместить рядом с автопортретом выполнившего его художника, как это сделал Абрахамс, то эти различия становятся более понятными. Исследователь объясняет это явление так: эти произведения — не исторические документы, выполненные в поэтическом духе, а скорее наоборот, полотна поэтические, выступающие в роли исторических.
Абрахамс пишет о том, что понятие alter ego, которое часто используется в литературе, почему-то очень редко применяется к искусству, а в особенности — к портретной живописи. Он предполагает, что это не совсем корректно, поскольку удивительное сходство между изображениями монархов и художников объясняется тем, что автор в этом случае использует другое лицо — alter ego — для передачи своего собственного «Я». Таким образом, художники часто запечатлевали самих себя в образе своих покровителей, облеченных величием и властью. При этом полное сходство не всегда является обязательным — иногда для самоидентификации достаточно даже одной характерной черты. Так, например, Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David), написал Наполеона с такими же, как у себя, двумя локонами на лбу. Эти же два давидовских локона можно увидеть выбивающимися из-под тюрбана на лицо Марата в знаменитой картине художника «Смерть Марата» (1793).
Интересно, что процесс привнесения собственных черт в облик модели работает и в обратную сторону. Придворный живописец Людовика XIV Иасент Риго (Hyacinthe Rigaud) вначале перенес некоторые черты из своего раннего автопортрета (в тюрбане) в парадный портрет своего покровителя. А впоследствии, уже после смерти Людовика, когда Риго попросили написать свой автопортрет для галереи Уффици, он осмелел и «примерил» на себя королевскую прическу, которая довершила удивительное сходство образов монарха и его придворного живописца.
Наиболее ярко теория Абрахамса проступает в составленной им галерее портретов британских монархов и автопортретов создавших их художников. Зачастую сходство изображаемых лиц настолько поразительно, что дополнительные комментарии просто излишни. Абрахамс вновь пишет о том, что эти изображения королей и королев представляют собой не что иное, как отражение alter ego художника. Абрахамс даже вводит для этого явления специальный термин «слияние лиц», при котором одна или несколько черт автора соединяются с чертами модели, в результате чего конечное изображение становится похоже и на автора, и на его модель. Художники часто используют прическу, освещение и позу как для того, чтобы замаскировать сходство, так и для того, чтобы это сходство подчеркнуть.
Самые ранние примеры «слияния лиц», можно найти в работах английских художников XVII века Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard) и Исаака Оливера (Isaak Oliver). Они оба создали портреты королевы Елизаветы I. Как пишет Абрахамс, один из ученых того времени отметил, что миниатюра с изображением английской королевы, выполненная Оливером, «несомненно…написана с натуры» и «пожалуй, имеет самое большое сходство» со своим реальным прототипом. Однако сегодня, благодаря компьютерному анализу Абрахамса, мы можем сами зрительно сопоставить образы Елизаветы и написавшего ее художника и убедиться в том, что этот портрет также несет некоторые черты своего автора.
Сходство в изображениях портретиста и портретируемого прослеживается в британской живописи и в дальнейшем. Придворный художник Годфри Неллер (Gottfried Kneller, Godfrey Kneller) вносил свои черты почти в каждый из портретов, над которым работал. Один из его современников рассказывал о том, что двум супругам, посетившим мастерскую Неллера, пришлось спрашивать, на каком из полотен изображен их сын, потому что они не смогли его узнать. Нечто подобное происходит и с произведениями портретиста Питера Лели (Peter Lely). Можно сказать, что изображенные на них люди настолько напоминают автора, что их близость с реальной моделью даже становится сомнительной. Абрахамс пишет о том, что «по меньшей мере, двое современников Питера Лели выражали недовольство тем, что лица на его портретах слишком похожи друг на друга. А один из них даже предположил, что художник чересчур увлекся изучением своих собственных черт». Феномену «слияния лиц» также поддавались такие известные художники, как Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) и Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds); последний написал королей Георга III и Георга IV удивительно похожими на самого себя в своих автопортретах.
Удивительно, что вопрос о сходстве между художником и изображенной моделью в большинстве случаев игнорировался. Хотя, как рассказал Абрахамс в интервью The Observer, «всегда считалось, что есть художники, которые умеют изображать окружающий мир “таким, какой он есть”, и есть художники “поэтичные”, которые изображают мир таким, каким себе его представляют… Все, что мы видим вокруг себя, мы в любом случае воспринимаем через призму своего сознания. Мы можем только интерпретировать то, что мы видим, при помощи того, что мы знаем. Великие художники инстинктивно это понимали, и умышленно писали свои собственные лица, когда от них требовалось изображение реального окружающего мира. Это очень напоминает то, как мы смотрим на своих детей — и видим в них отражение самих себя».
Конечно, теорию Абрахамса можно назвать спорной. Однако многие примеры, которые он приводит на своем сайте в качестве доказательства, действительно поражают. Одно из этих удивительных сопоставлений — портрет королевы Елизаветы II, написанный в 2001 году, и автопортрет выполнившего его художника, Лусиена Фрейда (Lucian Freud). При сравнении хорошо видно не только сходство лиц, но также заметно, что прическа Фрейда и по форме, и по цвету повторяет бриллиантовый крест на короне Елизаветы. Эти картины особенно поражают еще и потому, что представляют двух ныне здравствующих персон. К тому же обе работы выполнены одним из самых знаменитых художников современности. Все это очень ярко свидетельствует о том, что стремление живописцев к отображению своего «Я» в облике портретируемой модели существует и по сей день.
Спасибо ! Очень интересно!
В сфере художников бытует мнение что рисует "себя" тот
в ком мало мастерства! Забавно это ... учитывая мастерство представленных здесь (особенно первых двух персонажей:))
Ум человеческий способен как притянуть эффемерную подобность, так и опровергнуть очевидную похожесть.
Позволю себе опровергнуть утверждение Абрахамса.
Что даёт основание к утверждению: 1) стиль письма художника, ракурс лица и направление освещения; 2) если есть у лиц общие параметры и соотношение этих параметров - нос относительно лба, подбородка, скул и линии бровей; 3) если величина рта, глаз, скул и носа соотносятся между собой. 3) присовокупив примету времени - мода на прически, которую диктовала знать.
Всё это не может не приближать к похожести.
Согласился бы с Абрахамсом в том случае, если художник кого бы не рисовал, в любом ракурсе и любой тип лица, а все похожи на него.
Но этого он утвержать не может. Да ещё портреты Жак Луи Давида и Николаса Хиллиарда абсолютно не вписываются в его концепцию.
Каждый из нас за свою жизнь встречал похожего на себя человека, поэтому нет ничего удивительного в единичном совпадении.
А талант художника в том, что, несмотря на похожесть модели с ним, умеет отобразить характерные особенности, отличающие его и модель.
Опухоль самолюбия и порока пролезает не только на реальных лицах, чем больше художник думает о себе, тем больше он изображает своих черт в портретах...
Для создания хорошей картины во время работы требуется контроль над своими мыслями и желаниями. Необходимо думать о хорошем и о тех, кто потом сможет считать этот позитив с произведения.
Спасибо ! Очень интересно!
В сфере художников бытует мнение что рисует "себя" тот
в ком мало мастерства! Забавно это ... учитывая мастерство представленных здесь (особенно первых двух персонажей:))
ISTIGKEIT, в таком случае большая и лучшая часть мировой живописи идет лесом во главе с Эль Греко и Врубелем.
Любой художник/музыкант/писатель прежде всего выражает себя и свое отношение. Как призма и дело тут не в самолюбовании совсем.
Окончила ДХШ.
По моему, когда рисуеш забываеш обо всём.
И плевать на: имееш право или нет, на собственную и чужую гордыню, всё по боку, главное ХОЧУ это нарисовать.
А уж на - как получится - вообще плевать, результат и для художника всегда неожидан.
Сходство легко заметить и без какого-либо компьютерного анализа. Могу предложить еще две причины. Отражение себя в другом происходит:
1. Подсознательно. Человек очень часто видит свое лицо, да и всего себя в течение своей жизни. И этот образ настолько сильно ему запоминается, что, изображая других, он ненамеренно накладывает чужое изображение на свое отражение с вытекающим отсюда результатом.
2. Намеренно. Художник вполне может захотеть запечатлеть себя навека, особенно в образе Бога или монарха. По-моему, это известный факт. Да, действительность несколько "страдает", ну и что? Кто ее, действительность знает доподлинно? Вопрос риторический...
А вот еще здесь можно и другое исследование провести: как внутренний мир человека преоломляется в создаваемых им произведениях вообще? Зрительное сходство, как в данном случае, это самый простой и очевидный вариант. Но, если рассмотреть вопрос более широко, то можно попытаться найти "отражение" автора, или его внутреннего мира, в любом художественном произведении. Интересно, проводил ли кто-нибудь такие исследования?
А вот еще здесь можно и другое исследование провести: как внутренний мир человека преоломляется в создаваемых им произведениях вообще? Зрительное сходство, как в данном случае, это самый простой и очевидный вариант. Но, если рассмотреть вопрос более широко, то можно попытаться найти "отражение" автора, или его внутреннего мира, в любом художественном произведении. Интересно, проводил ли кто-нибудь такие исследования?
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)