Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Словари и справочные материалы по буддизму

 

| Еще
Автор Сообщение
skytime
Активный участник
Сообщения: 1384
Темы: 224

Профиль ЛС

Карма: +112
Словари и справочные материалы по буддизму

Словари по буддизму

***

Словарь Буддизма на сайте традиции тхеравады "Колесо Дхармы"
http://koleso.netherweb.com/dhamma/dict/index.html

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР БУДДИЗМА - Энциклопедический обзор
http://probud.narod.ru/glav.html

Голосарий с сайта Буддийская живопись Бурятии
http://online.stack.net/~alex/glossary.htm

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету tibet.ru
http://www.tibet.ru/encyclopedia/index.shtml

Буддизм Алмазного пути : Словарь буддийских терминов
http://www.kagyu.org.ru/glossary/index.php


Голуб Л. Ю., Другова О. Ю., Голуб П. Ю. «Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям»
http://book.ariom.ru/txt649.html

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
В частности и статьи по китайским традициям буддизма.
http://galactic.org.ua/f_h/oglav-fil.htm

Тибетско-русско-английский словарь. Рерих Ю.Н.

http://www.buddism.ru/DHARMA_text/Dictionary/RUS_ERIK_RERIH/WORK_FILES_DICT/index.php
http://www.buddism.ru//DHARMA_text/Dictionary/RUS_ERIK_RERIH/WORK_FILES_DICT/DICT_rerih_ALL.zip
TXT ZIP 4 Мб.

Тибетско-русско-английский словарь. Рерих Ю.Н.
http://tibetan.on.ufanet.ru/download/reorih.htm
GIF ZIP 150 Мб.

Словарь медицинских терминов (по тибетской медицине)
http://www.kunpendelek.ru/encyclo/dictmed.php

«ЧЖУД-ШИ»
памятник средневековой тибетской культуры

http://www.kunpendelek.ru/encyclo/canon/

Атлас тибетской медицины
http://www.kunpendelek.ru/atlas/

Буддийское искусство Танка.
Это личная страница художника Николая Дудко.
Его Галерея Танка.

http://nickdudko.da.ru


http://www.multikulti.ru/Pali/info/Pali_info_92.html
Цитата:
Словари Пали
Пали-английский словарь on-line
Англо-пали словарь on-line
Краткий пали-русский словарь, (231.8 Кб)
Словари онлайн: Pali-English, English-Pali
Пали-Английский словарь терминов буддизма (1400.9 Кб)
Термины дхаммы на пали (340.8 Кб)
Английско-пали словарь
The Pali Text Society's Pali-English Dictionary
Buddhadatta Mahathera's 'Concise Pali-English English-Pali Dictionary' ( версия 1 (349.8 Кб) | шрифт CN-Times (898.7 Кб) | версия 2 | шрифт Leeds (24.3 Кб) ) Пали-английский cловарь Рис-Девидса и краткий словарь Буддхадатта Махатхеры.



На бумаге:


Буддизм: Карманный словарь. Торчинов Е.А.
Книга в переплете, 187 стр., Год издания 2002,
Издательство Амфора, ISBN код 5-94278-286-5
В настоящем словаре, созванном замечательным знатоком буддийской доктрины профессором Е. А. Торчи-новым, представлено учение буддизма, многовековая история этой мировой религии и ее нынешнее состояние.

Буддизм: Принципы и идеи Буддизма; Все течения и направления в Буддизме; Современный словарь по Буддизму (сост. Юрчук В.В.)

Эта книга о всех движениях, течениях, направлениях в древнем и современном Буддизме. В книге представлен также полный современный словарь по Буддизму.
Для широкого круга читателей.

Мн: Современное слово (2004), 320 с., Твердый переплет, ISBN: 985-443-407-9


О буддийской литературе энциклопедического характера.

К справочным материалам внутри самих буддийских тардиций нужно отнести литературу типа "Абхидхарма",
например:

Васубандху. Абхидхармакоша.
Джамгон Мипам Ринпоче. Врата, открывающие путь к Знанию.
Джамгон Конгтрул Ринпоче. Безбрежный океан знания. Мириады миров.
...

Также в тибетском буддизме энциклопедический характер имеют так называемые "Ламрим",
например:

Чже Цонкапа. Ламрим Ченмо,
Гампопа (Сенам Ринчен. Драгоценное украшение освобождения, подобное исполняющей желания драгоценности)
Махамудра, рассеивающая тьму неведения ("Чагчен мариг мюнсел"). Девятый Кармапа Вангчук Дордже, устный комментарий Беру Кьенце Ринпоче
...
Патрул Ринпоче. Слова моего Всеблегого Учителя.
Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи. ДРАГОЦЕНННАЯ ЛЕСТНИЦА. ЛАМРИМ ШКОЛЫ НИНГМА.
...
Тексты Падмасамбхавы: широкий охват с большой степенью лаконизма.

...

Буддологическая литература, например:

Книги Андросова: Буддизм Нагарджуны, Будда Шакьямуни.
...




Энциклопедические статьи


***

БУДДИЗМ

Одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я" отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. - Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,1) Есть Будда - совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.2) Есть Дхарма - Закон, открытый Просветленным, который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке пали - Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке пали - Сутта-питака) и Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на языке пали - Абхидхамма-питака). Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.3) Есть сангха - община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.История распространения Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы - курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни, либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-таки очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в. На острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной Индонезии) буддизм проник в конце 7 в. На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного Синьцзяна (Восточный Туркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию. В Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. Монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке (население которой с 18 в. - буддисты), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана. Направления в буддизме и особенности их учений Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) Хинаяна (Малая колесница) Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению в мире скорби", является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно, Моего.Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице - это учение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии. Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: "Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить" (Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида - прошлую, настоящую и будущую.Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и сарвастивадина Васубандху.(2) Махаяна (Великая колесница) Самые ранние тексты махаяны - это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения. В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые - это просветленные существа, которые обрели Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. Земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия - это способ представления Будды, а избавление от нее - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям Будда Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), которое в реальности есть Будда и Пустота. Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины.(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.Литература:Дхаммапада / Пер. с пали В. Н. Топорова. М., 1960.Вопросы Милинды / Пер. с пали А. В. Парибка. М., 1989.Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с санскр. В. И. Рудого. Раздел I. М., 1990. Раздел III. СПб., 1994.Буддизм в переводах: Альманах. СПб., 1992-1993. Вып. 1-2.Алмазная сутра / Пер. с санскр. В. П. Андросова. Элиста, 1993.Чатухстава, или четыре гимна буддам, и Махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные Нагарджуной / Пер. с санскр. В. П. Андросова // Восток. 1995. № 4-5.Щербатской Ф. И. Избр. тр. по буддизму. М., 1988.Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.Розенберг О. О. Тр. по буддизму. М., 1991.Буддизм: Словарь. М., 1992.Буддизм в Японии. М., 1993.Говинда (Лама Анагарика). Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. М., 1994.Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.Андросов В. П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация // Азия - диалог цивилизаций. СПб., 1996.Thomas E. The History of Buddhist Thought. London, 1953.Warder A. K. Indian Buddhism. 1970.Plaeschke H. Buddhistische Kunst. Leipzig, 1972.Dutt N. Mahayana Buddhism. Delhi, 1978.Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. London, 1987.Williams P. Mahayana Buddhism. London, 1989.Gombrich R. Theravada Buddhism. London, 1994.В. П. Андросов.

http://www.voliks.ru/show/8809/

***

БУДДИЗМ В ТИБЕТЕ формируется как синтез идей махаяны и ваджраяны, которые постепенно проникают на его территорию из Индии, Центральной Азии, Китая.
В процессе своего формирования тиб. буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета БОН, воспринимает институт оракулов, театрализованное действо ЦАМ, отдельные обряды, местные божества и т. д.
Тибетская традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.).
При царе Сронцзангамбо (620—649) буддизм становится государственной религией. В правление царя Тисрондецана (775—797) приглашаются индийские проповедники Каталашила. Шантаракшита, Падмасамбхава — основатель тибетской школы НЬИНГМАПА; в это же время (779) строится Самье — первый будд. монастырь, где во время Собора происходил диспут между Камалашилой и Хэшаном, китайским монахом, последователем школы чань. После гибели царя Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок.
С 10—11 вв. при поддержке феодеодальных семейств Запападного Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: сакьяпа, кагьюдпа, кармапа, нодпа, чжонангпа и т. д.
Общими для всех этих школ являются понятия КХОРБА — “мир перерождений” (сансара), НЬЯНГАН ЛЭ ДАПА — “освобождение от мира страданий” (нирвана), ЛЭМ — “путь” (марга); однако “путь” от “мира перерождений” к “освобождению” от этого мира может реализоваться по-разному. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи основ доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона (разные ИДАМЫ — божества-покровители и ЧХОЙКЬОГИ — божества-защитники).
Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чье учение стало базовым для школы КАДАМПА: новыми переводами сутр и тантр, созданием комментариев к ним.
В 14 в. весь комплекс будд. переводной литры кодифицируется в Канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым Будоном.
В начале 15 в. при содействии проповедника и ученого Цзонхавы возникает школа ГЕЛУГПА, учение которой к сер. 17 в. определило теократическую форму правления в Тибете, существование институтов Далай-ламы и Панчхен-ламы, тулку.
После событий 1959 Далай-лама XIV покидает Тибет: кит. пр-во утверждает Панчхен-ламу Х председателем административного совета, сохранив при этом небольшое количество будд. монастырей, которые подверглись разрушению во время культурной революции.
С 1976 положение нормализуется в соответствии со статьей о свободе вероисповедания кит. конституции. В 1980 кит. провительство и власти Тибетского автономного района начали реставрировать разрушенные святыни, а в 1983 была создана будд. академия, где обучаются будущие священнослужители.

http://galactic.org.ua/SLOVARI/BuddizmTib.htm
http://galactic.org.ua/f_h/oglav-fil.htm
 
02 03 2006, 15:50 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100