Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Индийская Пранаяма и китайский дыхательный цигун.

 

| Еще
Автор Сообщение
Владимир К.
Автор
Сообщения: 211
Темы: 26

Профиль ЛС

Карма: +25/–5
Индийская Пранаяма и китайский дыхательный цигун.

"... йогические пранаямы, как правило, относятся к техникам жёсткого воздействия и имеют специализированный характер, а следовательно, могут быть опасными при передозировке. Во всяком случае, их нельзя, не подвергая себя серьёзному риску, практиковать по 30-50 минут два раза в день, как это требуется для дыхательного цигун. Исключением является полное йоговское дыхание. Однако, современные йоги, как правило, его недооценивают, предпочитая практиковать такие Пранаямы как Чандра-Сурья Пранаяма (попеременное дыхание через ноздри), Бхастрика-Пранаяма, Капалабхати, Уджайи и прочие.

По какой же причине классические Пранаямы считается опасным практиковать в больших объёмах?

Дело в том, что дыхание является функцией двойного подчинения. С одной стороны, оно полностью автоматизировано (человек спит, а организм дышит), с другой, оно подвержено волевому контролю. Факт простой и общеизвестный, но, вместе с тем, очень важный. Двойная подчинённость дыхательной функции, при определенных условиях, чревата серьезными неприятностями.

Оказывается, йогическая Пранаяма, особенно если она практикуется со всем усердием и в больших объёмах, может привести к такой неприятной вещи, как деавтоматизация дыхания.

Что же это такое?

Применительно к дыханию, деавтоматизация – это утрата способности к автоматическому поддержанию дыхательной функции. В этом случае дыхательный автоматизм нарушается, деятельность, которая ранее успешно выполнялась на бессознательном уровне, теперь требует сознательного контроля. Другими словами, в результате неправильной дыхательной практики организм может разучиться дышать самостоятельно. Типичным проявлением деавтоматизации дыхания являются приступы удушья по астматическому типу. Крайне неприятно и очень обидно – человек усердно практиковал йогическую Пранаяму, а в результате начинает задыхаться.

Поэтому современные учителя Хатха-Йоги, опасаясь неприятных осложнений в виде деавтоматизации дыхания, задают весьма скромные объёмы дыхательной практики (обычно 10-15 минут, максимум – 20-25 минут). А рекомендуемые мною, достаточно большие объёмы дыхательного цигун (два раза в день по 30-50 минут) – вызывают у них бурю негодования. Конечно же, они по-своему правы. Те дыхательные упражнения, которые они имеют в виду, которые даются в многочисленных руководствах по Хатха-Йоге и которым они обучают своих учеников, действительно могут привести к расстройствам дыхательной функции. Однако я говорю не о йогической Пранаяме, а о дыхательном цигун, который, при всей его великой пользе, совершенно безопасен для занимающихся даже при больших объёмах практики.

Оказывается, между этими двумя подходами к дыхательной практике – индийским и китайским, имеются очень большие различия.

Для всех йогических Пранаям, как они даются в современных руководствах, характерно наличие определенной нормативной базы (столько-то счётов вдох, столько – выдох, столько – задержка после вдоха, столько – после выдоха). Конечно, эти нормативы варьируют – более лёгкий для начинающих, более трудный – для продвинутых учеников, но для нас важен сам факт наличия таких нормативов.

При обучении Пранаяме также задаётся и определённое соотношение продолжительности разных фаз дыхательного цикла. Через эту нормативную базу организму навязывается определенная эталонная модель дыхательного цикла. В ходе дыхательной практики ученик должен соблюдать указанные ему нормативы.

Таким образом, йогическая Пранаяма достаточно жёстко задаёт определенный эталон дыхания. При этом полностью игнорируется заложенный в нашем теле и автоматически осуществляемый естественный режим дыхания. Другими словами, йогическая Пранаяма задаёт конкурирующую модель дыхательного процесса. Это уже совсем другой дыхательный гештальт по сравнению с тем, который внутренне присущ нашему организму. Пока такая Пранаяма практикуется в сравнительно небольших объёмах (по 10-15 минут), конкурирующая модель дыхания остаётся значительно более слабой, чем естественная (внутренняя) модель дыхания. Польза от таких упражнений есть, а неприятностей – нет. Однако стоит только увеличить объёмы дыхательной практики до 40-60 минут, как тут же появляются расстройства дыхательной функции, вызванные её деавтоматизацией. Причина же заключается вовсе не в слишком больших объёмах практики, а в несовместимости двух способов (моделей, паттернов) дыхания – естественного, присущего нашему организму и искусственного, привнесённого практикой Пранаямы.

Совершенно иной подход к дыхательной практике, в основе которого лежат принципы китайского дыхательного цигун, исповедуется в моей школе. Он весьма сильно и, я бы сказал, драматически, отличается от йогической Пранаямы.

Прежде всего, и это очень важно, в моём подходе полностью отсутствует нормативная база дыхательного цикла. Напомню, что в йогической Пранаяме всегда задаётся, на сколько счётов надо делать вдох, на сколько – выдох, сколько счётов длится задержка дыхания. Также задается эталонное соотношение (пропорция) между продолжительностью различных фаз дыхательного цикла.

Современный учитель йоги Виктор Бойко пишет: «Как известно, основная дыхательная пропорция выглядит так: 1:4:2:4, где «1» – продолжительность вдоха, «4» – задержка после вдоха, «2» – продолжительность выдоха, «4» – задержка после выдоха. Существует так называемая облегченная пропорция - 1:2:2:2, и есть вообще начальная – 1:1:1:1» 3


Однако, никакая вариативность не в состоянии устранить сам факт наличия дыхательного эталона. Всё равно во время практики имеется ориентация на заданную пропорцию дыхания, а не на то, чтобы следовать естественному дыхательному Дао собственного организма.

По моему глубокому убеждению, нормативный подход является фундаментальной ошибкой, ошибкой стратегического уровня, даже если выбранная пропорция вполне соответствует возможностям и уровню физической подготовленности практикующего. Нет и быть не может правильного следования дыхательному эталону. Само по себе следование наперёд заданному образцу уже является неправильным. Следовать нужно не образцу, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, говоря в даосской терминологии – следование естественности. Руководствоваться нужно принципами, а не нормативами.

Таким образом, в практике моей школы дыхательных нормативов нет отнюдь не по причине методической недоразвитости, а для того, чтобы избежать привязки к жестким и искусственным моделям дыхательного цикла, чтобы избежать дурной и неадекватной конкретизации.

В моей школе нормативы продолжительности вдоха и выдоха, тем более, задержки дыхания, намеренно не задаются, по тем же самым причинам, по которым мы носим одежду и обувь индивидуального размера, а не среднестатистического. Для нас оптимально то, что удобно и естественно для нашего организма. Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным. Поэтому вместо нормативов мы руководствуемся принципами.

Принцип первый: стараться дышать медленно, стараться увеличивать общую продолжительность дыхательного цикла.

Принцип второй, противоположный первому и его уравновешивающий: в своём старании дышать медленно не следует переходить ту границу, за которой начинается одышливость и возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося.

Самый же главный и самый важный принцип правильной дыхательной практики – это сотрудничество с собственным телом. Вместо того, чтобы навязывать ему некий, наперёд заданный эталон дыхательного цикла, мы стараемся сотрудничать с ним в процессе дыхательной практики. Согласно древней традиции китайского цигун, нельзя понукать собственное тело, нельзя заставлять его делать то, чего оно не хочет. Вместо этого нужно присоединиться к уже существующему, аутентичному4 для нашего организма, способу дыхания. Мы ни в коем случае не должны конкурировать с заложенной в нашем организме и внутренне ему присущей моделью дыхания. Напротив, мы должны сотрудничать с нею и взращивать её. В полном согласии с даосским мировоззрением мы должны вписываться в реальность, а не проламываться сквозь неё.

С точки зрения практической, это означает, что мы не должны заставлять своё тело делать вдох или выдох. Нам следует терпеливо дожидаться, когда этого захочет само тело. Точно так же, мы не должны намеренно задерживать дыхание, когда нашему телу это уже не нравится. Другими словами, в процессе дыхательной практики мы должны относиться к собственному телу, как к равноправному партнёру. Это полностью исключается, если во время практики ориентироваться на нормативы и держать в голове заданный дыхательный эталон.

Таким образом, в нашей практике нет никакой насильственности и нет жёсткого следования заданному образцу.

Такая практика нацелена не на создание конкурирующей модели дыхания (что, собственно, и приводит к его деавтоматизации), а на развитие естественной модели дыхания, той самой, с помощью которой осуществляется автоматическая и бессознательная регуляция нашего дыхания.

Наиболее эффективная и, вместе с тем, вполне безопасная дыхательная практика должна в полной мере соответствовать принципу «вэй увэй» (действовать недеянием). Это означает гармоническое сочетание сознательного контроля и естественно протекающего процесса дыхания. Правильный метод дыхательной практики, основанный на этом великом принципе, на следовании естественности, к сожалению был утрачен в индийской Йоге.

Правильным я считаю такой метод дыхания, который можно практиковать в больших объёмах, не подвергая себя опасности возможной деавтоматизации дыхания. Большие объёмы практики совершенно необходимы для качественного скачка, для духовной и психоэнергетической трансформации. Те мизерные объёмы дыхательной практики, которые рекомендуются в современной Хатха-Йоге, не способны привести практикующего к такому духовному преображению. Для этого необходимы намного большие объёмы практики и такая методика, которая обеспечивает успешное накопление количественных изменений в энергосистеме человека, вплоть до достижения качественного скачка. Тот подход к дыхательной практике, который я отстаиваю, вовсе не является моим изобретением. С большим уважением и благодарностью он заимствован из древней китайской традиции, из проверенного многими веками знаменитого китайского цигун.

И, надо сказать, этот подход себя полностью оправдывает. За все 25 лет ведения групповых занятий и индивидуального консультирования я не наблюдал ни одного случая деавтоматизации дыхания при больших объёмах дыхательной практики (тьфу, тьфу, чтоб не сглазить!). Ничего подобного у своих учеников не отмечают и китайские мастера дыхательного цигун."

(Из книги Владимира Каргополова "Путь без иллюзий".)
 
26 10 2011, 11:23 Отзывы :: URL сообщения
Y
Активный участник
Сообщения: 1189
Темы: 9
Откуда: Kiev
Профиль ЛС
e-mail

Карма: +46/–5

Все это --туфта. Все дело в ПОСТЕПЕННОЙ тренировке. Прибавляется пранаяма по мин в день. А потом ,и по мин в месяц.И час пранаямы --это курам насмех .Я вот 5 часов пранаямил и все хорощо ,не задыхаюсь. А вот вопрос к автору ,вот пловцы профи и ныряльщики профи ,что они делают часами как не пранаяму,вдох,задержка,выдох.Так что текст выще --это бред или реклама.
 
26 10 2011, 11:46 URL сообщения
tot
Активный участник
Сообщения: 2724
Темы: 2

Профиль ЛС
e-mail

Карма: +142/–1

"Пранаяма" в том виде в каком ее предлагают сейчас - это глупость. Какой смысл заниматься управлением ритмом и глубиной дыхания, если цель - освоить управление праной?
 
26 10 2011, 12:32 URL сообщения
Y
Активный участник
Сообщения: 1189
Темы: 9
Откуда: Kiev
Профиль ЛС
e-mail

Карма: +46/–5

Тот,привет.Вы про дыхание ци через руки и ноги? Вдох через ладони ,выдох в дяньтянь?
 
27 10 2011, 19:57 URL сообщения
tot
Активный участник
Сообщения: 2724
Темы: 2

Профиль ЛС
e-mail

Карма: +142/–1

Нет.
Общие принципы работы с праной - это манипулирование тонким телом человека, управление движением в нем тонких материй. Использование при этом дыхания - это одна из многих хитростей, которая помогает это дело освоить.
Почему то так случилось со временем в индийских разновидностях йоги, что из всех методов достижения контроля праны, метод с использованием дыхания оказался самым популярным. Хотя это и не удивительно, метод эффективен весьма. Удивительно то, как способ достижения вытеснил цель, в результате чего цель оказалась забыта, а метод в форме разных способов дыхания существует как бы сам по себе. И это недоразумение называют "Пранаямой". Об этом речь.
 
28 10 2011, 01:42 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100