Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
«Сектоведение: Тоталитарные секты» — известная книга, написанная А. Л. Дворкиным и посвящённая описанию религиозных движений и организаций, относимых автором к деструктивным религиозным культам.
В «Сектоведении» рассматриваются как действующие в России в настощее время религиозные организации, относимые автором к тоталитарным или деструктивным, так и прекратившие своё существование в недавнем прошлом. Кроме того, автор приводит параллели между сектантством и внерелигиозными сущностями, например характеризует Гербалайф как «коммерческий культ», и намекает на признаки сектантства у коммунизма (в тоталитарной форме, существовавшей, например, в СССР в 1930-х годах).
Несмотря на то, что книга написана как учебник для семинарий РПЦ, книга была рекомендована официальными органами как источник достоверных сведений о сектах.[1]
История написания
В 1995 году Дворкин начал читать курс «Сектоведение» в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. По итогам совершенствования лекций в 1998 году была выпущена десятитысячным тиражом брошюра «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу „Сектоведение“», основанная на этом курсе. Позже сам Дворкин критиковал эту книгу, называя её «сырой», содержащей «неточные выражения и даже ошибки», «с массой оговорок, ошибок, ослышек».[2] Книга представляла собой распечатку его лекций. Через два года, в 2000 году, вышло «Сектоведение: Тоталитарные секты», являющееся результатом переработки этой книги. В 2007 году книга была переиздана третий раз с переработками и дополнениями.
Содержание
Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает
Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1.
Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2.
Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»
Глава 6. Сайентология
Глава 7. «Движение объединения» Сан Мён Муна
Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты
Глава 9. «Общество сознания Кришны»
Глава 10. «Трансцендентальная медитация»
Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие
Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
Глава 13. «Церковь Христа»
Глава 14. «Всемирная церковь Бога».
Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники
Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
Глава 18. «Белое братство»
Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»
Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
Глава 21. Движение «Нью эйдж»
Приложения
Критика теории
Критики курса сектоведения обычно указывают на следующие слабые стороны теории Дворкина:
Вольное обращение с цитатами
Для подтверждения своих аргументов Дворкин вырывает цитаты из контекста, зачастую придавая им произвольный смысл. Так, в главе о Раджнише читаем:
Раджниш проповедовал свободу блуда и извращений, называя при этом семью и детей излишней обузой. Он говорил:
Нет ничего грешного в чистом простом сексе… Никакой обязанности, никакого долга, никакого
обязательства в этом. Секс должен быть полон игры и молитвы.
Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя!.. Я не вдохновляю на оргии, но и не
запрещаю их.
Посетители коммуны в Пуне возвращались с рассказами о таких сексуальных оргиях, а также об
извращениях, о наркомании и торговле наркотиками, самоубийствах среди ашрамовцев.[3]
Между тем последняя фраза Раджниша есть фрагмент из ответа на вопросы ABC Network 17 июля 1985 года. В полной версии читаем:
[…]The people who have been talking about me as teaching free sex are really pathetic. They are sexually repressed people.
Q: I think what they were implying is the image of wild sexual orgies going on.
A: No orgies are going on. And if people should want an orgy, it is nobody’s business. If a few people want group sex, what is harmful in it? If two persons can enjoy, why cannot ten persons enjoy together? Once we think of sex as a natural, joyful fun….
That’s why I call the pill the greatest revolution since fire was discovered. The pill has freed sex from all nonsense, seriousness, marriage, legalities. It has made man enjoy sex for the first time as man, not like other animals who are in a biological bondage.
No orgies are happening here, but I am not prohibiting them. It is up to the people. If they feel like having an orgy, so far so good. But these people are also conditioned by your society. They also have the idea of relationship one to one. They also have the monopoly, monogamy, planted in their minds.
[…]
Q: You seem to be saying-and i believe you’ve suggested before — that people should not have any "western hangups, " so called, about sex. Recently you predicted that AIDS will kill two-thirds of the world’s population, and you told your followers to engage in celibacy or have sex with one partner. Why?
A: AIDS is a totally new phenomenon, and the old religions are again responsible for it.
Q: Responsible for AIDS?
A: For AIDS.
Q: Why?
A: They are responsible for everything that is wrong. Homosexuality and all kinds of perversions were created by religious people, by teaching celibacy. Now, to force men or women to remain celibate is taking them against their biology, chemistry, physiology — their whole nature. It is impossible for them. They will find some way, and it will be perverted.
Nuns were kept in one monastery, monks were kept in another monastery. There are monasteries still where no woman has ever entered. Now these monks are the original homosexuals. These nuns are the pioneers of lesbianism. All kinds of perverted things have brought AIDS as the ultimate result. I’m not telling my people to be celibate because celibacy has any spirituality. I’m telling them that you can be celibate without any repression, just out of sheer understanding. You are not going to be rewarded in heaven for it, you will just be being careful about your health. That is enough reward. But if you feel that celibacy is difficult for you, then use all possible methods to protect, to prevent. AIDS is going to kill the larger part of humanity.[4]
Таким образом, в доказательство «проповеди блуда и извращений» Дворкин использует выдержку из интервью, в котором Раджниш говорит как о праве людей на свободу, в том числе и сексуальную, так и о рекомендациибытьсексуально разборчивыми для своих последователей, а ответственностьза «извращения» возлагает на «традиционные религии».
Подобные ошибки могут быть объяснены тем, что Дворкин редко обращается к первоисточникам и цитирует высказывания через вторые-третьи руки, в чём легко можно убедиться, ознакомившись с разделом списка литературы книги «Сектоведение» (так, фрагмент про «оргии» Дворкин приводит по книге: Привалов К. Б. «Секты: досье страха». М, 1987)
Вольное обращение с фактами
В доказательство опасности отдельных НРД Дворкин приводит факты, относящиеся к объединениям другим, никак с первыми не связанными. Например, в главе 16 («Движение веры» — Неопятидесятники) говорится о случае в Алдане:
Телекадры с изможденными, избитыми детьми, от которых отказались родители — члены местной неопятидесятнической группы, — транслировались по всей России. Нескольких находившихся при смерти младенцев удалось в последний момент спасти, но через несколько дней было откопано тело десятилетнего Миши Дулова, замученного сектантами, изгонявшими из него бесов.[5]
В качестве источника указана статья Плотникова и Дворкина (по другой версии — Дворкина и Михайлова) «Неопятидесятники убивают: от Бразилии до Якутии»:
При этом в религиозном психозе пятидесятники не давали медикам оказывать помощь обмороженному члену секты.[6]
Очевидно, что подобные публикации бросают тень на всё пятидесятническое движение. Между тем указанный случай никоим образом не связан ни с пятидесятничеством, ни с «Движением веры», в разделе о котором приводится.
Автор этих строк выехал в Алдан, где беседовал со многими участниками трагических событий, в том числе в течение трех часов в присутствии прокурора в камере предварительного заключения с главным обвиняемым по делу В. Пискуном.
Ситуация стала очевидной сразу же. Никакого отношения к пятидесятникам алданская группа не имела. Это самобытная, созданная синкретическим путем община из 72 человек (включая 28 детей) жила в глухой тайге в 500 километрах от Алдана. Члены общины отказались от белковой пищи, денег как средства платежа и любых документов (деньги и документы они сожгли), от медицинской помощи, от обучения детей в школе и т. п. Себя они никак не идентифицировали, в личной беседе назывались «певцами», «скитальцами» и «пришельцами». Данные, собранные на месте, позволили отнести членов этой группы к библейским фундаменталистам, буквально толкующим Священное Писание и не связанным с известными российскими конфессиями.
Это с одной стороны. А с другой — спустя некоторое время следствием было установлено, что смерть подростка Миши Дулова не была связана с религиозным ритуалом, а стала результатом телесных повреждений в совокупности с переохлаждением организма на морозе.[7]
Другой казуистический приём Дворкина — описание преступлений членов НРД (действительных или мнимых) в качестве доказательства преступности самих движений. В части «Всеми делами среди санкт-петербургских поклонников Кришны заправляет мафия» находим:
Пережили они и скандалы, связанные со зверским ритуальным убийством кришнаитом иеромонаха Григория (Яковлева) в Сибири и изнасилованием московским кришнаитом 12-летней девочки.[8]
Даже оставив в стороне тот факт, что первый преступник, Руслан Любецкий, никогда не был кришнаитом,[9] а второй, челябинец Николай Непочатов, был изгнан из московского ашрама МОСК на Беговой за несколько месяцев до совершения преступления,[10] сложно принять подобную аргументацию: ни одна религия мира не может похвастать тем, что её адепты не совершают преступлений.
Использование сомнительных либо мало поддающихся проверке источников
Дворкин без должной проверки цитирует материалы и сведения, почерпнутые из Интернета. В главе о Мунитах, в части «Всякий, соблазнившийся бесплатным мунитским лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов», читаем:
На Украине они обратили вице-мэра Днепропетровска, который, пользуясь своей властью, сгонял тысячи людей на эти «благословения» и даже заставлял их давать деньги мунитам. Сектанты, в восторге от такой удачи, хвастались этим друг другу в Интернете.[11]
Показательно, что имя «обращённого» не раскрывается.
Другой пример: в главе о сайентологии, в части «Хаббард объявляет себя антихристом и говорит, что приход сайентологии к власти воспрепятствует второму пришествию Христа», Дворкин пишет:
Но вершина знаний — это восьмой уровень Действующих Тетанов, невероятно секретный. Он преподается только на борту сайентологического корабля под названием «Вольные ветры» и стоит очень и очень дорого. Теперь стал известен один из документов, которые дают прочитать на этом курсе. Он был написан в 1980 г. и недавно опубликован в сети «Интернет».[12][13]
Никакого анализа достоверности «секретного» документа, ссылок на английский первоисточник и т. п. не приводится, однако на его основе делаются выводы об отношении Хаббарда к Христу.
Недостаточное знакомство с предметом
Недостаточное знакомство с предметом приводит к тому, что Дворкин выстраивает целые разделы своего курса на анализе текстов, не являющихся каноническими для рассматриваемых движений. В части, озаглавленной «Очевидно, что МОСК — жёсткая группа для захвата власти», читаем:
Однако при всей своей самокритике кришнаиты не отказываются от одной из самых главных своих доктрин — от концепции варнашрама, на сегодняшний день остающейся «священной коровой» кришнаизма. Эта концепция нового общества и государства была сформулирована в книге «Варнашрама — манифест социального душевного здравия». Её автор — уже упоминавшийся выше бывший личный секретарь Прабхупады Его Божественная милость Ом Вишнупада Парамахамса Парирайачария Астоттарасата Шри Шримад Харикеша Свами Махараджа Вишнупада, Ачария «Международного Общества сознания Кришны», или просто Харикеша Свами.[14]
В реальности Харикеша Свами для Общества сознания Кришны является скорее раскольником, чем выразителем официальной позиции:
22. ПАДЕНИЯ ГУРУ В ПРОШЛОМ.
К сожалению, после ухода из этого мира основателя Международного общества сознания Кришны А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады некоторые его ученики, занимавшие высокое положение в нашем Обществе, отошли от принципов сознания Кришны и стали заниматься деятельностью, противоречащей духовной практике. Такие люди были исключены из ИСККОН и больше не имеют никакого отношения к нашему Обществу.
23. КНИГА «МАНИФЕСТ ВАРНАШРАМЫ»Эта книга не является канонической. Согласно резолюции Всемирного руководящего совета ИСККОН, эта книга отражает личную позицию автора, но никак не официальную позицию ИСККОН.[15]
Сам Харикеша Свами в 1998 году ушёл из ИСККОН[16] и более того, один из членов Всемирного руководящего совета ИСККОН, Равиндра Сварупа Даса, уточняет:
Нужно заметить, что эта книга вызвала такую полемику в ИСККОН, что Всемирный руководящий совет организации — членом которого был также и сам Харикеша Свами — в 1982 году вынес резолюцию, в которой отказался от этой книги на основании того, что она «представляла личное мнение автора, а не официальную точку зрения или политику Международного общества сознания Кришны.[17]
Таким образом «Варнашрама манифест» был признан идущим вразрез с политикой ИСККОН (в терминологии Дворкина — МОСК) буквально через год после его выхода и задолго до появления первой редакции книги Дворкина.
Стоит отметить, что с каноническими текстами кришнаитов у Дворкина тоже не всё гладко. В части, озаглавленной «Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение её любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили» Дворкин пишет:
Нужно любить Кришну больше, чем мы любим своего отца, мать или детей. Нужно желать его, как любовница вожделеет близости со своим возлюбленным. В связи с этим интересна история из «Шримад-Бхагаватам», где рассказывается, как Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение ее любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили. Там подробно описывается, какой Кришна красивый и неотразимый и как ни одна женщина не может перед ним устоять. Точно так же и мы должны стремиться забыть обо всем в объятиях темно-синего Кришны. Только этим способом мы можем обрести спасение.
[…]
Высшим состоянием во многих индуистских сектах (особенно в тантрических) считается эротическое чувство. В иерархии отношений с Кришной также более всего ценится наслаждение Кришной как возлюбленным. Это вполне закономерно, потому что именно такое чувство испытывали к своему любовнику Кришне пастушки-гопи.[18]
Действительно, в десятой песне «Шримад-Бхагаватам» есть фрагмент о чувственных играх (раса-лила) Кришны с враджа-гопи, число которых не приводится, но происходит всё это в самую обычную, стандартную ночь, которую, к тому же, никто не «напускал». Вероятно, Дворкин неверно истолковал комментарий Прабхупады о том, что на райских планетах дни (и ночи) длятся по шесть земных месяцев:
Рaйские плaнеты нaзывaют Aмaрaлокaми, то есть плaнетaми, где смерть приходит не тaк быстро. Обитaтели этих плaнет живут по десять тысяч лет, причем кaждый день нa плaнетaх полубогов длится шесть земных месяцев. Прожив нa рaйских плaнетaх месяцы, годы и десятки тысяч лет по небесному кaлендaрю, полубоги, когдa зaпaс их хорошей кaрмы истощaется, вынуждены сновa возврaщaться нa Землю. Тaк глaсят Веды.[19]
Обратим внимание на оговорку Дворкина о тайном тантризме «кришнаитской секты». В пятой части той же главы находим:
В кришнаитской литературе чрезмерно много эротической символики. Кришнаиты могут возразить, что в Библии, дескать, тоже есть Песнь Песней. Но в секте дело обстоит все же иначе, потому что предающийся эротическим радостям бог Кришна — это центральный эпизод их учения, на этом все построено, вокруг этого все вертится, в то время как Песнь Песней — лишь одна (и далеко не центральная) из библейских книг. И в нашей традиции нигде не предлагается понимать эту символическую книгу буквально.[20]
Между тем Шрила Прабхупада неоднократно указывал, что любовь Кришны никак не соотносится с материальными представлениями о ней, а чрезмерное внимание к «эротическим радостям» говорит о личных проблемах внимающего (см. напр. его комментарий к Шримад-Бхагаватам 1.8.36[21] или книгу «Источник вечного наслаждения»):
Поскольку Господь абсолютен, все Его отношения имеют единую трансцендентную природу. Но иногда, слушая неавторитетных толкователей, люди проявляют больше интереса к рассказам о Его отношениях с гопи. Tакая склонность свидетельствует о наличии у слушающего сексуальных желаний, поэтому истинный рассказчик никогда не потворствует ей.
Есть, однако, категория так называемых преданных, известных как пракрита-сахаджии, которые очень любят слушать о том, как Кришна танцевал с гопи, но не проявляют интереса к рассказам о Его сражениях с врагами. Они не знают, что ратные подвиги Господа и Его встречи с гопи одинаково трансцендентны, ибо происходят на абсолютном уровне.[22]
Да и в самом «Шримад-Бхагаватам» содержится (10.33.30) недвусмысленное пожелание выпить яду всякому, кто хоть на миг допустит возможность личного участия в играх богов:
Нельзя даже допускать мысли о том, чтобы подражать поведению Всевышнего и девушек-гопи — даже в уме. Кто по глупости пытается примерить на себя игры Господа, тот готовит себе могилу. Подражать любовным играм Кришны ещё опаснее, чем подражать играм Господа Шивы, который выпивает океаны яда.[23]
А Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Шрилы Прабхупады, говорил по этому поводу следующее:
Любовные Игры Кришны - это не какие-нибудь мирские сладострастные отношения героя и героини, как, например, Ромео и Джульетты, или даже идеальной супружеской пары. Вожделение этого мира исходит из страстного ума, но «вожделение», существующее в трансцендентной обители Кришны, имеет иную природу. Вожделение этого мира всегда движимо одним из врагов души, одной из шести страстей, но в трансцендентной обители Кришны очаровывающая красота Его полностью духовного облика непрестанно вызывает любовные эмоции по отношению к Нему, которые есть чистая любовь, или желание доставлять удовольствие непорочным чувствам Кришны. Материальное вожделение исходит от врага (страсти), а настоящая любовь исходит от Кришны. Любовные Игры Кришны более чем благопристойны, но таковым никак нельзя назвать вожделение, рождённое из ума и тела человека. Любовные Деяния Кришны не следует считать чем-то непристойным, поскольку именно Кришна является единственным и не имеющим себе равных наслаждающимся. Он - Воплощение Действительной Истины и Самовластный Господь.[24]
Другой пример: в главе 10 («Трансцендентальная медитация») Дворкин перечисляет мантры ТМ и прибавляет:
Все это — имена и эпитеты индийской богини смерти Кали, которая обычно изображается с высунутым кровавым языком, в ожерелье из черепов и с мужскими, женскими и детскими трупами, висящими у нее на поясе. В руках она держит секиры, с которых стекает кровь. Именно эту богиню призывают медитаторы, произнося свою мантру.[25]
В действительности лишь две из 16 приведённых Биджа-мантр принадлежат Кали; остальные связаны с другими, не столь пугающими божествами: Кришной, Лакшми (богиня красоты и радости), Сарасвати (богиня знания и мудрости) и т. д.[26][27]
Конфессионная ангажированность
Следует учитывать, что Дворкин даёт оценку НРД с позиций Православной Церкви. Так, критикуя подход профессора социологии Эйлин Баркер в своей статье «О некоторых подходах к методологии православного сектоведения», он заявляет:
В равной степени является нонсенсом «методологический агностицизм» и «без-ценностный подход». В мировоззренческой позиции каждого из нас неизбежно содержатся те или иные нравственные критерии, являющиеся мерилом, по отношению к которому мы выстраиваем описываемые события. В противном случае мы вообще ничего не смогли бы описать. Наличие этого нравственного критерия подтверждается и тем, что Баркер и ей подобные при всем своем «методологическом агностицизме» постоянно взывают к высшим ценностям (пусть даже секулярным) и требуют признания своей объективности.
[i]В этом смысле православный исследователь находится в наилучшем положении, ибо его мерилом являются высшая богооткровенная Истина, являемая ему в Церкви.[28]
Заметно, что Дворкин исчисляет «опасность» в том числе и по степени отпадения «сект» отИстинХристианства. В главе «Движение „Нью эйдж“» находим:
Мы является членами единой святой соборной и апостольской Православной Церкви, которую составляет семья православных автокефальных церквей — живое древо христианства. Есть иные христианские конфессии — ветви, которые, отпав от древа, тем не менее хотя бы отчасти сохраняют его подобие и какое-то время, по словам святителя Филарета Московского, могут еще зеленеть и даже иногда цвести. Но есть единое, мощное оккультное древо, которое противостоит христианству и всецело ему враждебно. Это ядовитое древо существовало всегда, но сегодня оно особенно разрослось и приобрело название религии «Новой эры».[29]
Надо заметить, что слова св. Филарета (Дроздова) приводятся с искажениями, сравните:
…увянут, засохнут, или полуотломленные будут зеленеть полужизненно.
На «корни» упомянутого «ядовитого древа» Дворкин указывает в главе «Тоталитарные секты: общие понятия»:
При подготовке этого курса была сделана попытка разработать более богословски ориентированную классификацию, в которой все тоталитарные секты делились на две группы, условно названные «гностической» и «катарской». Первая ориентирует адептов на приобретение некоего спасительного знания, а вторая уповает на приносящую спасение активную деятельность.
[…]
Конечно, следует помнить, что обе группы восходят к сатане, и, следовательно, любая тоталитарная секта, вне зависимости оттого, практикует она открытый сатанизм или нет, по существу является сатанинской — не в том смысле, что ее члены открыто поклоняются злу (хотя часто бывает и такое), а в том, что от врага рода человеческого, который ненавидел Церковь и до начала времен, исходят всякая гордыня, лукавство, ложь и разделение.[color=blue][30][/color]
Тема «сатановдохновенности» НРД звучит и в других главах «Сектоведения».
Глава 4, «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны):
В Сатанинской Библии Антона Шандора ЛаВея (Unholy Word F.O.D.: Б. м.. б. г.) приводится список имен диавола (с. 159), одно из которых Мормо (очевидно, от греч. mormo, что значит «чудовище», пугало, «страшилище»). Если учесть, что и Смит, и ЛаВей начинали с оккультизма и оба проходили церемонии посвящения в масонских ложах (см. ниже), то это совпадение не кажется простой случайностью. Это название диавола, по всей видимости, было достаточно широко известно и во времена Смита, потому что, судя по его письму от 15 мая 1843 г., многие задавали ему вопросы о происхождении слова «Мормон».[31]
Надо заметить, что греч. Мормон в греческой мифологии — бука, которым пугают непослушных детей, который в изданной в 1969 году книге ЛаВея странным образом преобразился в супруга прежде незамужней Гекаты.
Глава 6, «Сайентология»:
Сайентологи заявляют, что Хаббард открыл великий закон: человек — это духовное существо (до Хаббарда этого никто не знал), «живущее в теле и использующее разум», которое называется «тетаном» — «thetan». (Кстати, если английское слово «satan» произнести шепелявя, то как раз и получится «thetan». Эта гипотеза подтверждается и тем, что одним из главных сайентологических символов является змеевидная буква S, с которой начинаются два английских слова — «serpent» (змей) и «satan» (сатана). Так что, возможно, и тут есть определенная связь.)[32]
Тут самое время вспомнить, что с буквы S также начинается ещё одно английское слово — Scientology.
Глава 9, «Общество сознания Кришны»:
А вот слова «милосердного и любвеобильного» Кришны о самом себе:
Я Яма, Бог смерти… Я всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я
пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей.
И, наконец, главная характеристика: «…смерть — это Сама Верховная Личность Бога». Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.[33]
И вновь выборочноецитирование: фрагменты Бхагавад-гиты из Главы 10 (стихи 29, 34) и Главы 11 (стих 32). В полной версии находим:
Я — также начало, середина и конец всего созданного. (10:32)
Я — первая буква, «А» и составное слово. (10:33)
Да, Я являюсь также смертью, которая пожирает всё и вся. В то же время Я — источник всего, что
должно быть рождено. (10:34)
Тут можно спросить, будет ли богохульством привести для сравнения фрагмент из другой, более поздней священной книги, про Альфу и Омегу, начало и конец?
Благословенный Господь сказал: «Я — всемогущее время, разрушитель миров. Сейчас Я пришёл, чтобы уничтожить этот мир. Независимо от того, сражаешься ты или нет, все воины обеих армий, собравшиеся здесь, непременно умрут.»[34]
Напомним, что беседа Кришны и Арджуны происходит на поле битвы.
Глава 11, «Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)»:
Дух, говоривший через змея с Евой в Раю, теперь вещал устами Раджниша […][35]
Глава 21, «Движение „Нью эйдж“»:
Например, ставшие бестселлерами книги Джейн Роберте были, как она утверждает, написаны духом по имени Сет (характерно, что это имя египетского бога смерти, разрушителя, которого многие оккультисты отождествляют с диаволом), который водил ее рукой.[36]
Вообще-то египетский бог смерти — это либо проводник Анубис, либо сам владыка царства мёртвых Осирис, брат Сета.
Подобный взгляд вполне уместен в рамках курса, читаемого Дворкиным в принадлежащих Церкви учебных заведениях, но его экспансия в заведения светские, а также призывы к властям светского государства (подобные приводимому ниже) требуют всё же совсем иной аргументации.
Мы призываем СМИ предупреждать граждан об опасности деструктивных культов. Мы считаем, что преподаватели школ и высших учебных заведений должны знакомить учащихся с информацией о существовании и деятельности тоталитарных сект.
Мы полагаем, что законодательство нашей страны о свободе совести и религиозной деятельности до сих пор недостаточно совершенно. Традиционные религии не нуждаются в особой защите государства от тоталитарных сект, в ней нуждаются граждане России. Мы выступаем с инициативой о внесении в законодательство Российской Федерации изменений или дополнений, либо о принятии новых законодательных актов прямого действия с целью поставить под жесткий контроль, ограничить или вовсе запретить деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, подпадающих под определение таковых.
[следует список из 58 объединений, от Мормонов и Нового Акрополя до Синтона и Порфирия Иванова][37]
Более того, имеются случаи использования сочинений Дворкина как аргумента в судебных процессах:
Например, в г. Челябинске при рассмотрении иска местного объединения Свидетелей Иеговы к председателю областной Комиссии по правам человека Е. В. Гориной, последней постоянно делались ссылки на книгу Дворкина, как на рекомендованное Прокуратурой пособие, в котором можно почерпнуть достоверные сведения о деятельности т. н. деструктивных сект, в том числе и объединения Свидетелей Иеговы.[38]
Речь идёт о письме Помощника Генерального прокурора Евгения Чуганова, (исх. N 27-17-2000 от 28.06.2000).
Отсутствие у автора необходимого образования
При ссылках на мнение Дворкина последнего часто именуют профессором, доктором философии,[39][40] что прибавляет ему и его идеям научной значимости. В действительности Дворкин не имеет предусмотренных российской государственной системой аттестации учёных степеней,[41] а его диссертация, защищённая в частном Иезуитском Университете Нью-Йорка, была посвящена истории, и, соответственно, принесла ему степень PhD по истории, которая соответствует кандидату по российской системе.
Непоследовательность, недостаточная проработанность в части определений
Труд Дворкина, несмотря на большое количество фактического материала, нельзя расценивать как научный: определения, даваемые автором, оказываются скорее публицистическимприёмом, чемкритериемизложениядальнейшегоматериала.
Стремясь обезопасить православных верующих от тлетворного влияния сект, Дворкин посвящает общим характеристикам тоталитарных сект целый раздел. В частности, он выделяет четыре основных признака тоталитарной секты: наличие гуру (лидера), которого беспрекословно слушаются; ее особая «организация»; «метод» (или «то, что делает лидера лидером»); и, наконец, «эзотерический разрыв», суть которого в том, что при вербовке человеку не сообщается об учении секты и что будет потом.
Эти признаки, опять же, столь расплывчаты, что под них можно подвести вполне традиционные христианские конфессии, в частности, и католичество, и православие. Там есть и лидеры (духовенство разного уровня), которые требуют послушания, и жесткая вертикаль власти, особенно в католичестве, и методы осуществления церковной власти. Да и приходящий в Церковь человек часто поначалу ничего не знает о ее учении. Добавим, что и терминология Дворкина применительно к деятельности тоталитарных сект — «зомбирование», «программирование», «промывание мозгов», «контролирование сознания» — хотя и широко используется в рассуждениях разных авторов о положении индивида в тоталитарном обществе, до сих пор остается в научном плане весьма неопределенной.
В результате, из рассуждений и определений автора никак нельзя выявить конкретные признаки того, что он называет «сектами» и «тоталитарными сектами». В одних случаях последние мало чем отличаются от институтов тоталитарного общества, разного рода жульнических организаций, в других — от традиционных религиозных конфессий. Скандальность, присущая некоторым из сект, описанных Дворкиным, вполне, например, сопоставима с сексуальными скандалами, которые будоражат в последнее время католическую Церковь. Ряд российских средств массовой информации обвинял в тех же прегрешениях и часть духовенства православной Церкви — например, в гомосексуализме, в наживе от торговли водкой и сигаретами.[42]
Критика «тоталитарной теории» внутри РПЦ
И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Дн.38-39)
Несмотря на то, что деятельность Дворкина в целом благосклонно оценивается иерархами РПЦ (Патриарх Алексий II наградил А. Л. Дворкина орденом свт. Иннокетия Московского), существует также критика подхода Дворкина сторонниками «святоотеческого подхода».
Так, профессор Московской Духовной академии, кандидат богословия Роман Конь пишет:
Тоталитарная теория ошибочно рассматривает широко известные элементы общерелигиозной практики, такие как ограничение в пище, в сне, в быту, молитвенные обращение к Божеству, «изменение сознания», наличие иерархических структур, коммерческую деятельность, использование СМИ для своей пропаганды и т. п., в качестве показателей принадлежности группы к «тоталитарным сектам» и наличия в них технологий «изменения сознания».[43]
Бакалавр Богословия, священнико. Олег Стеняевдобавляет:
Повторю: нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия.[44]
Критика подхода Дворкина со стороны светской науки
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин:
Зверства «сектантов» существуют вполне независимо от рассуждений антикультистов об идеологии «сект» и никак логически не связаны с мировоззрением и богослужебной практикой НРД. Причем «сектоведы» даже не стараются объяснить связь между тем, что в реальности исповедуют НРД, и этими немыслимыми зверствами. Сама по себе абсурдность зверств является своеобразным доказательством их «правдивости», она принимается на веру и компенсирует недостаток сведений о вероучении и активности НРД.[45]
Доктор философских наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заместитель председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Игорь Кантеров:
Оценочный характер терминов «тоталитарные секты» и «деструктивные культы» (чаще всего они используются как синонимы), отсутствие в них устойчивых типологизирующих признаков создает простор для «творчества». Для пущей убедительности названные термины часто иллюстрируются устрашающими цифрами и описаниями жутких злодеяний.[46]
Ошибки критиков теории Дворкина
В полемике некоторые оппоненты Дворкина применяют необоснованные доводы — говорят, к примеру, что Дворкин заключил с целью получения гражданства США фиктивный брак с американкой,[47] в христианство «перекрестился» из иудаизма,[48] что он, будто бы, сотрудничал со спецслужбами;[49] и даже рассказывают историю о том, как Дворкин покусал кришнаита.[50] Часть этих доводов были опровергнуты в судебных процессах.
1. Например, в г. Челябинске при рассмотрении иска местного объединения Свидетелей Иеговы к председателю областной Комиссии по правам человека Е. В. Гориной, последней постоянно делались ссылки на книгу Дворкина, как на рекомендованное Прокуратурой пособие, в котором можно почерпнуть достоверные сведения о деятельности т. н. деструктивных сект, в том числе и объединения Свидетелей Иеговы.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ ПО ЗАЩИТЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ; речь идёт о письме Помощника Генерального прокурора Евгения Чуганова, (исх. N 27-17-2000 от 28.06.2000)
2. Александр Дворкин, Алина Дальская «Возвращение из Нью-Йорка в Москву»
3. Сектоведение. Тоталитарные секты.
4. Цит. по: The Last Testament Vol 1: Interviews with the World Press Talks given from 16/07/85 to 20/08/85
5. Сектоведение. Тоталитарные секты.
6. Неопятидесятники убивают: от Бразилии до Якутии
7. Обвинения в ритуальных жертвоприношениях и иных антиобщественных действиях
8. Глава 9. «Общество сознания Кришны»
9. «Суд признал, что Руслан Любецкий, отрезавший голову православному пастырю, не принадлежит к кришнаитам»
10. Я люблю дядю Колю. И еще люблю Кришну
11. Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна
12. Глава 6. Сайентология
13. Тексты уровней ДТ (ОТ) были выложены на различных сайтах, но впоследствие убраны с них вследствии того, что охраняются в США авторским правом. В настоящее время доступны, например, Русский перевод уровней ОТ и OТ VIII
14. Глава 9. «Общество сознания Кришны»
15. Официальная позиция ИСККОН
16. (см. п. 22.)
17. A paper presented at the Conference '30 Jahre ISKCON Deutschland, Koln, Germany, 29 January 1999
18. Глава 9. «Общество сознания Кришны»
19. Шримад-Бхагаватам 4.9.63
20. Глава 9. «Общество сознания Кришны»
21. Шримад-Бхагаватам 1.8.36 «Десятая же песнь посвящена самому возвышенному — отношениям Господа с гопи, Его подругами в супружеских играх, и с Его женами в Двараке. Поскольку Господь абсолютен, все Его отношения имеют единую трансцендентную природу. Но иногда, слушая неавторитетных толкователей, люди проявляют больше интереса к рассказам о Его отношениях с гопи. Такая склонность свидетельствует о наличии у слушающего сексуальных желаний, поэтому истинный рассказчик никогда не потворствует ей. Слушать о деяниях Господа нужно с самого начала, в той последовательности, в какой они изложены в Шримад-Бхагаватам и других писаниях, и это поможет слушателю постепенно прогрессировать и достичь совершенства».
22. Рагамарг
23. Вибхути-йога Великое сокровище
24. Отрывок из беседы Бхактисиддханты Сарасвати с господином Сузерсом, профессором Университета Огайо. Майяпур, январь 1929 г.
25. Глава 10. «Трансцендентальная медитация» ™
26. Beej Mantra
27. Beeja Mantras
28. «О некоторых подходах к методологии православного сектоведения»
29. Глава 21. Движение «Нью эйдж»
30. Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2
31. Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)
32. Глава 6, «Сайентология»
33. Глава 9. «Общество сознания Кришны»
34. Бхагавад-гита 11:32
35. Глава 11, «Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)»
36. Глава 21, «Движение „Нью эйдж“»
37. Приложение 4. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23-25 апреля 2001 г.
38. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ ПО ЗАЩИТЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
39. Не случайно доктор философии, профессор А. Дворкин, посетивший в 2004 году Новгород, назвал валеологию «почвой для распространения сектантства»
40. Шесть самых опасных сект Москвы «Александр Леонидович ДВОРКИН. Кандидат богословия, доктор философии, профессор, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.»
41. ДОКУМЕНТ: Справка Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по поводу отсутствия ученых степеней и званий у А. Л. Дворкина
42. Георгий Еремеев. А.Л. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Изд. 3-е, доп. Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2002 г., 816 c.
43. Понятие секта в антикультовом движении.
44. Что такое «тоталитарная теория» и что можно ей противопоставить?
45. Роман Лункин. ДВА КРИВЫХ ЗЕРКАЛА. В России сильно ругают либо "сектантов", либо за употребление слова "сектанты"
46. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде
47. Откажется ли Дворкин от присяги верности США?
48. Дворкин и Кураев: шайка духовных проходимцев?
49. «Золотое кольцо»: Олег Грачев. Великий сектовед на каналах ЦРУ. (Дискуссия о тоталитарных сектах)
50. Крах Александра Дворкина Так, несчастный видеооператор-кришнаит, разглядывая следы глубокого укуса зубастого сектоборца, до сих пор с ужасом вспоминает бешеную атаку и истерические вопли бойца невидимого фронта РПЦ — Дворкина — до крови вцепившегося в длани кришнаита, во время видеосъемки в коридоре Московского городского суда, имевшего неосторожность близко подойти к столь опасному объекту. «Опричник» наших дней, раб Божий Александр, видимо не стерпел столь наглого попрания «канонической территории», и несчастный документалист немедленно поплатился. Увы, еще не изобрели намордников для зубастых богословов и злых «борцов с инаковерующими». Истекающего кровью видеооператора, разумеется, спасли (вероятно, сделав надлежащие уколы), а ревнителя чистоты православия, отвезли в кутузку. Бедный кришнаит, преодолев испуг, разместил свою душераздирающую историю на созданном оппозицией Дворкина сайте [www.sektoved.narod.ru], рассказывающем о ядовитых плодах деятельности «сектоведа» на необъятных просторах нашей страны. По содержанию теории
Все выдержки из «Сектоведения», если не указано иное, приводятся по интернет-версии третьего издания, переработанного и дополненного (Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002 г.), размещённой в Электронной библиотеке «Православие и современность»
Уважаемый Дворкин был мной открыт уже после всех гуру - и странным образом я обнаружил все те вещи, которые до этого задавливал в себе как сомнение, - в правдивых словах Дворкина, ув.проф.Дворкина ... оказывается не только у дураков мысли сходятся, но и у мудрецов навроде меня и Дворкина.
Спекуляции фактами раньше воспринималось основной массой россиян как очередные страшилки, но сейчас как никогда стало важно вести разъяснительную работу, вскрывая истинные мотивы тех, кто стремится подорвать мир внутри нашей страны и её международный престиж
Анатолий Пчелинцев:
Цитата:
ложные стереотипы сект искусственно брошены в общество...
религия всегда была политикой и эта политика иногда проводится очень умело для того, что бы расколоть наше общество
Видео ролик "Ложь сектоведа Дворкина и её разоблачение" - с зала заседания:
Семён Семёныч Ваша позиция давно известна. И о чем вы пишете в темах про РПЦ тоже известно. Хочу сразу отметить,что-бы вы потом не переходили на личности,что к РПЦ, я никакого отношения не имею. Я абсолютно свободен от любых конфессий и течений. Более того я атеист! Скажу даже более,я весьма агрессивно настроен против любого религиозного или псевдорелигиозного построения,разницы нет. Я всех вас ненавижу! Будь это РПЦ или что другое! Поэтому,не смотря на то,что Дворкин выступает с позиции и от имени РПЦ,против сект различного деструктивного толка,скажу так - рациональное зерно в его выступлениях есть! Даже если убрать ненавистную мне примесь РПЦ,все равно,есть международные нормативы определения тоталитарных сект и он указывает правильные способы как с этой сволочью бороться! Сэтим я считаюсь, иего мнение уважаю. Потому,что лучше пусть будет РПЦ без сектантстства, чем не не будет РПЦ, а будет размножаться всякая сволочь на погибель России и в угоду массонов.
Скажу даже более,я весьма агрессивно настроен против любого религиозного или псевдорелигиозного построения,разницы нет. Я всех вас ненавижу! Будь это РПЦ или что другое!
Цитата:
Потому,что лучше пусть будет РПЦ без сектантстства, чем не не будет РПЦ, а будет размножаться всякая сволочь на погибель России и в угоду массонов.
Угу, кто б сомневался. Типичный православный дворкинец, "защитнег России", переполненный говном и ненавистью.
Семён Семёныч Вот так я и знал. Конструктивного диалога похоже не получится. У вас так, если против сект, значит православный. И все кто против православия,даже если это чикаталы сплошные,автоматически ваши друзья. А здесь другой вариант. Я против вас всех православных ублюдков и против вас всех сектантов не добитых! У меня позиция не зависимая. Если есть способы против сект и религиозных течений, я готов ими воспользоваться. Ненависть и вражду не проповедую. Но сильно наболело за все это мракобесие что здесь защищают и чему поклоняются. В Мире есть только три ценности -Власть,Деньги и Секс. И так или иначе,все приходят к этому,под какой вывеской это не пряч. И Бога нет! Это обман. Есть совесть,врожденные качества,карма прошлых перевоплощений и удача.
Правда, ревизор не финансовый – духовный. К нам едет скандально известный диакон Андрей Кураев.
Диакон Андрей Кураев – один из немногих православных священнослужителей, систематически и активно выступающих публично, причем как "в живую", так и в Интернете. Как правило, никто из священнослужителей не решается выступать открыто, с трибуны – и это легко объяснимо: в РПЦ существует жесткая иерархия отношений, и фактически собственное мнение без решения Собора не может публично высказывать даже патриарх.
На самом деле ситуация с диаконом Кураевым еще более парадоксальна, чем кажется на первый взгляд. За всю историю православной церкви не было еще подобного случая, чтобы низший церковный чин мог настолько безнаказанно оплевывать и унижать известных деятелей науки, культуры, других религиозных течений.
Возникает вопрос – почему же обычный диакон (а диакон – это всего лишь одна из низших степеней священства) берет на себя смелость активно клеймить – от лица церкви – всех так называемых "сектантов", инакомыслящих и просто не согласных с его мнением?
И почему Кураев имеет такой успех среди простого населения?
Любопытно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не ввязывается в споры с профессиональными религиоведами или идеологами других конфессий. Объясняется это просто: все критики Кураева отмечают его крайнее невежество, неграмотность даже в элементарных вопросах религиоведения, приверженность к словесной эквилибристике, что, естественно, не проходит в профессиональной среде.
Забрасывая своих слушателей словесной шелухой, обильно сдобренной цитатами из Библии, Кураев фактически провоцирует нехристианскую озлобленность и нетерпимость ко всем неправославным. Это, без сомнения, удобный прием для достижения своих целей: ведь лучший способ доказать свою правоту – это найти врага и заклеймить его.
Кураев клеймит все и вся без малейшей логики и здравого смысла. По его мнению, все католики и протестанты – еретики, Библия была написана только для православных, а другие религии и конфессии пользуются ей незаконно.
В своих лекциях и публицистике Кураев использует методику доктора Геббельса, растворяя частички правды в большой лжи, находя врага и обвиняя его во всех существующих проблемах, нагнетая истерию "сатанизма" призывая к поддержке РПЦ как единственной силы, способной справиться с врагом.
Поражает умение Кураева владеть аудиторией. Кураев использует методы нейро-лингвистического программирования, втягивая людей в некий транс, в котором можно внушить все, что угодно. Наглядный пример начала одной из его лекций " Мир церковных запретов": аудитории задаётся риторический вопрос: "Все ли каноны Иисуса Христа следует исполнять?" Выдерживается небольшая пауза, во время которой люди успевают подумать - "конечно же". Сам же "мастер" дает противоположный ответ - "нет!". В зале наступает гробовая тишина, которая свидетельствует о попадании в самое яблочко - люди оказываются в замешательстве, в шоке, защитные свойства психики парализованы, "фильтр" снят, дорога к сознанию открыта. Теперь можно говорить всё, что угодно - парализованное сознание должно принимать всё за чистую монету.
Что это – лекция православного священника или сеанс массового гипноза?
Лучший друг Кураева – Александр Дворкин, самостоятельно объявивший себя лидером антисектантского движения в России. В отличие от Кураева, Дворкин не обладает даром воздействия на публику и занимается прямыми подтасовками фактов. Основной принцип Дворкина – "дети за отцов ответчики". Вся его логика построена на одном: если кто-то из какой-то секты где-то за границей был когда-то привлечен к ответственности, то за это отвечает вся секта, и вся секта де-факто становится преступной.
По логике Дворкина, любая секта по умолчанию является "сатанистской". Так как на самом деле сатанистских сект не существует (по крайней мере в России), то Дворкин вынужден постоянно поддерживать общественный ажиотаж вокруг так называемого "сатанизма", систематически публикуя измышления о новых преступлениях сатанистов, либо, что случается еще чаще, обвиняя в сатанизме обычных преступников. В Москве и Петербурге эта истерия достигла таких масштабов, что даже милиция рассматривает в любом кровавом преступлении в качестве рабочей гипотезы деятельность неких сатанистских организаций.
Не гнушается Дворкин и прямой ложью. В частности, получил широкое распространение выдуманный Дворкиным миф о том, что приверженцы секты Сен Муна (муниты) подмешивают кровь самого Муна в бесплатно раздаваемые детям конфеты с целью их "сатанистского" одурманивания. Очевидно, что на легковерную публику такие сказки действуют безотказно, а падкие до сенсаций журналисты охотно раздувают эти слухи.
Именно Дворкину принадлежит авторство ненаучного термина "деструктивная тоталитарная секта", который он умудрился протащить даже в новый уголовный кодекс. Благодаря стараниям Дворкина в 1996 году был церковью выпущен справочник по тоталитарным сектам, не имеющий ничего общего с действительностью, в котором все без исключения религиозные деноминации описаны как вредные и опасные секты.
Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио "Свобода" и в датском "Диалог-центре", проявляется в стиле ведения той войны, что вот уже более десяти лет он ведет против российских "сектантов". Придумать новые термины с отталкивающим звучанием, дать им произвольное определение и затем, заклеймив ими врагов-инаковерующих, неустанно повторять их везде, кстати и некстати.
Любого ученого-религиоведа Дворкин клеймит как подкупленного союзника тоталитарных сект. Он в принципе не приемлет возможности светского исследования сект, утверждая как единственно возможное – негативное и отрицательное.
После первого же взгляда на деятельность Кураева и Дворкина возникает мысль: а не самозванцы ли они?
Нет, к сожалению, не самозванцы. Это было бы слишком просто.
Андрей Кураев закончил философский факультет МГУ по кафедре истории и научного атеизма, в 1985 году перешел на работу в Московскую Духовную Академию, в 1988 году окончил Московскую Духовную Семинарию, после чего неожиданно уехал за границу, в Румынию, где пробыл 3 года и где был рукоположен в священники.
А вот дальше начинаются чудеса. Вернувшись в Россию, он сразу же становится референтом патриарха Алексия II. Во время пребывания на этой должности за фанаберию и апломб Кураев получил прозвище "диакона всея Руси". В это же время он заканчивает Московскую духовную академию. В 1996 году Алексий II присваивает ему звание профессора богословия.
Очевидно, что вся деятельность Кураева активно поддерживается Московским патриархатом. Свидетельством тому и надписи на его многочисленных книгах " Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата".
Кураев имеет сложные и тесные связи в самых верхах РПЦ. По словам самого Кураева, в присвоении ему сана диакона и в представлении Алексию II сыграл значительную роль отец Иоанн (Экономцев), с которым у Кураева "теплые и близкие отношения". Любопытно, что впоследствии Кураев нанес отцу Иоанну предательский удар в спину, обвинив его в "про-оккультистской" деятельности.
Александр Дворкин, будучи евреем по происхождению, был исключен из педагогического института за посещение синагоги для празднования пурима.
В 1977 году эмигрировал из России в США, где занимался русской литературой. В 1983 году стал кандидатом богословия. С 1988 года Дворкин работает на радиостанции "Голос Америки", а впоследствии – редактором отдела на радиостанции "Свобода". В США Дворкин закончил Хантер-колледж, который он впоследствии скромно называл университетом.
В 1992 году Дворкин вернулся в Россию, где был обласкан Московской патриархией. В 1993 году он возглавил Центр священномученика Иринея Лионского по борьбе с новыми религиозными движениями.
Стоит отдельно остановиться на возглавляемом Дворкиным Центром Иринея Лионского. По словам Дворкина , Центр существует на пожертвования анонимных меценатов и гонорары самого Дворкина. Эта легенда абсолютно несерьезна, если присмотреться к масштабам деятельности Центра по всей территории России. Совершенно очевидно, что бюджет Центра поддерживается некой серьезной организацией и, естественно, с вполне определенными целями.
Дворкин по сей день является гражданином США, и фактически вся его деятельность на территории России не совсем законна. Он называет себя профессором, хотя никакого документа – ни российского, ни американского – в подтверждение этого звания представить не может, а на любые вопросы в отношении своего профессорского звания отвечает фразой "опять сектантские сплетни повторяете".
Очень часто Дворкин называет себя "доктором философии", которым он, действительно, стал автоматически, закончив философский факультет малоизвестного американского университета в Фордхеме. Очевидно, что это звание не имеет ничего общего с званием российского доктора наук, однако легковерным слушателям это невдомек.
Любопытна справка, представленная профессором, деканом факультета журналистики МГУ Засурским: "Господин Дворкин Александр Леонидович был приглашен для чтения лекций студентам церковного отделения факультета журналистики МГУ, но затем контакт с ним не был продлен из-за отсутствия образовательного уровня, необходимого для ведения преподавательской работы в университете".
Каков итог деятельности Кураева и Дворкина?
Если отбросить внешний антураж, вся их деятельность сводится к одному – в России должна существовать только одна, Русская православная церковь. Все остальные религии должны быть сведены к уровню сектантства и запрещены. Причем, согласно логике Кураева (вернее, тех, кто стоит за ним), это концепция распространяется и на традиционно неправославные территории, такие, как буддистская Бурятия и мусульманский Татарстан, где, если следовать логике Кураева и Дворкина, уже деятельность РПЦ является сектантсткой.
Так как достичь этой цели мирными способами нереально, то вся деятельность Кураева и Дворкина сводится к разжиганию религиозной розни между различными конфессиями.
Примечательно, что свой главный козырь - тезис о психическом вреде, который якобы наносят гражданам новые религиозные движения – Кураев и Дворкин не доказывают ничем, очевидно, считая его само собой разумеющимся.
В результате Кураев и Дворкин фактически достигают цели, обратной той, которую они заявляют: вместо возвращения к истинной русской духовности и культуре они провоцируют религиозные и расовые междоусобицы.
Под влиянием пропаганды Кураева и Дворкина по всей России происходят акты вандализма против конфессий, не относящихся к РПЦ, в частности, межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде и Димитровграде, погром церкви "Любовь Христа" в Екатеринбурге.
Фактически Кураев и Дворкин ведут деятельность, сравнимую с деятельностью самых жутких сект: они одурманивают народ, лишая его возможности выбора, блокируют любые попытки реализации свободы вероисповедания. Само собой, эти действия не остаются незамеченными: диакону Кураеву отказывают в проведении лекций не только отдельные организации, но целые города и даже области. Чтение его лекций запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском монастыре запрещена продажа книг Кураева.
Ну, а какова их цель?
Цель номер один – безусловно, выполнение указаний своих хозяев. Кто эти хозяева – догадаться несложно, достаточно лишь подумать – кому выгодно?
Цель номер два – собственное обогащение и выход на определенный уровень положения в церковной иерархии, что для неудачника-эмигранта Дворкина и не имеющего особых перспектив Кураева достаточно важно.
Большой вопрос – для чего нужна такая деятельность "хозяевам"? Ответить на этот вопрос не так просто. Видимо, кому-то нужны, с одной стороны, нестабильность и неустойчивость в обществе, и, с другой стороны – послушное и управляемое стадо вместо свободного народа.
Почему именно Кураев и Дворкин? Почему не кто-то более серьезный? Да все очень просто. Эти два деятеля – это разменная монета, это те, кто, выполнив свою роль, может безболезненно уйти со сцены, не потащив за собой крупные фигуры. Это те, на кого, в случае чего, можно просто свалить всю вину.
В заключение хотелось бы напомнить определение Архиерейского Собора РПЦ от 2 декабря 1994 года: "Господь сулил нам жить во времена, когда "много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам "в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7,15)".
Ну Вы же поддерживаете РПЦ. Значит Вас можно называть православным в этом смысле.
"лучше пусть будет РПЦ без сектантстства, чем не не будет РПЦ"(с)
Таких как Вы православных сейчас развелось, как грязи.
Сами не верят в эту древнееврейскую муть, но другим людям не прочь её впарить.
Типа "патриоты". Разводят "тупое русское быдло" для его же блага.
Цитата:
Ненависть и вражду не проповедую.
Угу. "Я всех вас ненавижу!"(с)
Цитата:
есть международные нормативы определения тоталитарных сект
Никаких "международных нормативов" определения тоталитарных сект не существует в природе.
Сам термин-то "тоталитарная секта" придумал хитрожопый Дворкин, что бы расчистить поляну для единственной по-настоящему тоталитарной секты РПЦ.
Цитата:
Если есть способы против сект и религиозных течений, я готов ими воспользоваться.
Против "сект" есть единственный способ: их честная естественная конкуренция.
Вы же выращиваете одну секту - тоталитарную - РПЦ.
Это монополия. Попы борзеют от безнаказанности.
Цитата:
Но сильно наболело за все это мракобесие что здесь защищают и чему поклоняются.
Что же у Вас наболело-то? Вас никто "поклоняться" не заставляет (кроме РПЦ).
Вы ненавидите и боитесь свободы?
Наболело, что другие люди пытаются идти по своему пути, а не по тому, по которому Вам бы хотелось, что бы они шли?
Хотите всех построить и в рай отвести?
Или Вы хотите всех построить, и на их горбе в свой рай уехать?
Как там у Вас: "В Мире есть только три ценности -Власть,Деньги и Секс."(с) Это Ваш рай. Жратву ещё только забыли сюда добавить.
Экспертное заключение Кузнецова М. Н. на книгу А.Л. Дворкина "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования"
Экспертное заключение Кузнецова Михаила Николаевича на книгу А. Л. Дворкина "Сектоведение.
Тоталитарные секты: опыт систематического исследования".
Кузнецов М.Н. доктор юридических наук, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы.
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)