Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

Уильямс. Д.Л. Психологическое изображение пути Кастанеды

 

| Еще
Автор Сообщение
skytime
Активный участник
Сообщения: 1384
Темы: 224

Профиль ЛС

Карма: +112
Уильямс. Д.Л. Психологическое изображение пути Кастанеды

Дональд Ли Уильямс

"Пересекая границу.
Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды"


Воспроизводится по изданию:
Дональд Ли Уильямс "Пересекая границу... Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды"
Перевод с англ. и общ. ред. В.В.Зеленского
Воронеж, НПО"МОДЭК", 1994

Истории о доне Хуане Карлоса Кастанеды будоражат мир уже более 20 лет. Но что означают образы и события, представленные в этих историях? И что, собственно, в нас самих соответствует очаровывающему нас Пути Знания, по которому следует ученичество Карлоса?

В этой книге, впервые, дается обширное психологическое изображение трудов Кастанеды. Используя сновидения, сказки, мифические и культурные параллели, автор возвращает на землю духовное путешествие Карлоса, показывая, что для любого из нас поиск эмоционального равновесия и самореализации приводит к пересечению границы - между тональным и нагуальным, сознательным и бессознательным.

Уделив особое внимание женской психологии, аналитическому процессу, и образам и понятиям коренных американцев, указывающих путь к культурному и индивидуальному возрождению, автор демонстрирует, что наше переживание бессозна?тельного, - не столько проблема, требующая своего разрешения, сколько приглашение жить более полно и глубоко.

Чтобы получить наслаждение от чтения этой книги, вовсе не обязательно читать все девять книг Кастанеды, но если вас потянет к их последующему чтению, то вы, непременно, сможете не только по-новому осмыслить непривычный мир дона Хуа?на, но и глубже понять единые психологические корни всего человечества.

Дональд Ли Уильямс - юнгианский аналитик, практикующий в штате Колорадо, США.

http://psiland.narod.ru/psiche/Williams/index.htm

www.jungland.ru


***

Цитата:
Содержание

Введение
Отправные точки
Действующие лица
Дон Хуан: факт или вымысел
Объяснение специфики подхода

Глава 1. Первоначальные образы
Где начинаются все лестницы
Призвание воина
Враги знания
Обычный человек, Охотник, Воин и Видящий
Четыре видения пути знания
Метод Учения

Глава 2. Путь охотника
Охота как психологическое отношение (аттитюд)
Шаманы и Охотники
Охотники, привычки и комплексы
Досягаемое и недосягаемое
Охотиться и быть предметом охоты
Волшебный Олень

Глава 3. Путь Воина
Мескалито
Чертова Травка
Маленький Дымок
Каталина
Безупречный воин
Сновидение и Активное Воображение

Глава 4. Путь Видящего
Формы видения
Страж
Светящееся яйцо и воля
Контролируемая глупость

Глава 5. Шаманский полет
Тональное и нагуальное
Союзник
Прыжок в нагуальное
Двойник

Глава 6. Испытания и Открытия
Без проводника
Корни Чертовой Травки
Пол доньи Соледад
Замысел дона Хуана
Женщины и Ветер
Менструация: Дверь в другой мир
Стебель, Листья, Цветы и Семена
Восстановление грани
Дон Хуан и дон Хенаро ждут
Исцеление Разрыва

Заключение


***

Юнг, Аналитическая психология: линки

http://www.jungland.ru/books
http://www.maap.ru/Reading/index.htm
http://www.jungian.ru/news.shtml
http://castalia.ru/books/books4.html

http://www.jungland.ru/ssylki

http://www.maap.ru/Links/index.htm

http://www.appa.ru/

http://ru.laser.ru/authors/IrinaA/zelen/index.html

***

Библиотека аналитической психологии

http://psiland.narod.ru/psiche/index.htm

***

Индивидуация

Самоосуществление человека в целостного, уникального, отличающегося от других людей индивидуума, не ориентирующегося на коллективную психологию .

Это - ключевая концепция во вкладе Юнга в теорию развития личности. Вклад этот неразрывно переплетён с другими концепциями, прежде всего теориями Самости, Я и архетипа, а также с идеей о необходимости осуществлять синтез сознания с бессознательными элементами. Несколько упрощая можно следующим образом характеризовать взаимоотношения между наиболее важными концепциями, каким-либо образом связанным с индивидуацией: то, чем для интеграции (которая социально проявляется в форме адаптации) является Я, то для индивидуации (самопознания и осуществления самого себя) является Самостью. Сознание можно расширять посредством анализа механизмов защиты; а процесс индивидуации состоит из циркумамбуляции (Zirkumambulation) вокруг Самости, являющейся центром личности, приводящей к интеграции. Говоря по-другому, человек начинает осознавать, в каких отношениях он является самым обыкновенным человеческим существом, а в каких отношениях он неповторим, проявляясь как необычный мужчина (или необычная женщина).

Из-за присущих индивидуации парадоксов существует изобилие её определений, причём как в творениях самого Юнга, так и в работах «пост-юнгианцев». Понятие «индивидуация» позаимствовано Юнгом у Артура Шопенхауэра, а тем – у алхимиста 16-го века Герхарда Дорна. Оба предшественника Юнга говорили о principium individuationis. А Юнг применил этот принцип к психологии. Наиболее раннее использование понятия индивидуации мы встречаем у Юнга в появившейся в 1921 году книге «Психологические типы» (GW 6, § 825-28). Тогда Юнг прежде всего подчёркивал следующие свойства:

Целью процесса индивидуации является развитие личности
Предпосылкой являются коллективные отношения, погружённость в них, то есть индивидуация невозможна в изоляции
Индивидуация всегда более или менее противостоит коллективным нормам, которые отнюдь не обладают универсальной достоверностью: «Чем сильнее человек ориентируется на коллективные нормы, тем больше его индивидуальная аморальность» (там же).
Аспект объединения, присущий индивидуации, мы встречаем и в этимологии этого понятия: «Я использую термин «индивидуация» как процесс, который производит психологического индивидуума, то есть, особое, неделимое единство, целостность» (GW 9/1, § 490). Феномены, описываемые Юнгом в различных контекстах, тесно связаны с его личным опытом, работой с пациентами и проводимыми им научными исследованиями, особенно в области алхимии и изучении психики учёных-алхимистов. Потому и варьируют определения и описания индивидуации в зависимости от материала, который Юнг рассматривал в соответствующий момент наиболее важным.

В гораздо позднее написанной книге (GW 8, § 432) Юнг пытается показать различия, существующие между индивидуацией и интеграцией, что не так-то просто сделать: «Я неоднократно видел, что процесс индивидуации идёт попеременно с осознанием Я, причём Я идентифицируется с Самостью, из-за чего естественно возникает ужасная путаница понятий. Ведь тогда индивидуация приводит лишь к эгоцентризму и аутоэротизму. Индивидуация не исключает мир, а наоборот включает его». Естественно, что позитивная характеристика индивидуации так же важна, как и негативная (скажем указанием на аутоэротизм, то есть, нарцизм). И ещё: «Индивидуализм является намеренным подчёркиванием предполагаемого своеобразия в отличии от уважения и обязанностей перед коллективом. А индивидуация означает лучшую и более полную реализацию коллективного предназначения человека» (GW 7, § 267). И далее: «Цель индивидуации ничем другим быть не может, как только освобождением Самости 1) от ложных покровов персоны и 2) от суггестивной мощи бессознательных образов» (GW 7, § 269).

Мы знаем, что Юнг, примерно с 1916 года, в одной из наиболее бурных фаз своей жизни, вскоре после разрыва с Фройдом, начал рисовать мандалы. Одна из глав книги (GW 9/1) называется «О эмпиричности процесса индивидуации». Глава описывает исследование клинического случая, в котором на переднем плане стоит живопись пациентки. Частично в результате интроверзии Юнга и преждевременной концентрации на внутреннем мире главное внимание в лечении уделялось не межличностным отношениям, а внутреннему миру. Кроме того, в работе «Символ метаморфоз в мессе» ((GW 11) Юнг представляет метаморфозы Христа. Может даже возникнуть впечатление, что здесь мы имеем дело с элитарной концепцией, особенно учитывая высказывания о том, что индивидуация предназначена не для каждого.

Ненамеренно Юнг сам привёл к таким взглядам, хотя он говорил только о том, что процесс индивидуации встречается редко. Хотя этот процесс гораздо легче показать на драматических примерах, чаще всего он проходит совершенно незаметно. Метаморфозы могут быть спровоцированы как каким-либо реальным событием, так и процессом, который вызывается специальной психологической техникой. Замечательным примером последней являются сегодня диалектические методы анализа. При этом аналитик перестаёт быть врачом-психотерапевтом, принимая на себя роль сталкера (проводника) на пути индивидуации. Большое значение тут имеет адекватное использование переноса.

Опасность интенсивной поглощённости внутренним миром и существующими в нём восхитительными образами лежит в том, что всё может свестись к нарцизному самолюбованию. Столь же опасно все без исключения проявления жизни (включая сюда антисоциальные поступки и психотические эпизоды) принимать за результаты процесса индивидуации. Поскольку перенос играет в аналитическом лечении одну из главных ролей, необходимо не забывать, что индивидуация на языке алхимии является творением, направленным против природы (opus contra naturam). А это означает, что нельзя позволять либидо увлекаться инцестуозными объектами или родственниками. Но и презирать, пренебрегать таким либидо не стоит, так как оно заключает в себе огромную движущую силу.

Невозможно индуцировать индивидуацию пациента со стороны аналитика, а тем более требовать. Анализ лишь создаёт условия, способствующие процессу индивидуации: индивидуация не является продуктом корректной техники. Но конечно же, аналитик на основе имеющегося у него личного опыта должен располагать не только тёмными догадками о индивидуации (как и её отсутствии); только на основе пережитого им самим опыта индивидуации аналитик будет способен выявлять ценность бессознательных продуктов пациента (от физических симптомов до сновидений, видений и художественного творчества) для процесса индивидуации. Можно с полной уверенностью говорить о существовании психопатологии процесса индивидуации, так Юнг и делает (например, GW 9/1, § 290). Постоянные опасности, встречающиеся на пути индивидуации: 1) инфляция (гипомания) и депрессия. Да и шизофренические эпизоды тоже встречаются.

Юнг указывает на то, что психотические идеи в отличии от невротического материала не могут быть интегрированы (GW 9/1, § 495). На них невозможно оказать влияние, они могут затопить Я; сами по себе они так и остаются загадкой. Центр личности (Самость) выражает себя идеями и образами, в данном случае «психотическими». Индивидуация является последней проблемой, которую невозможно обойти. Аналитик здесь вряд ли что может сделать большее, чем оказывать помощь своим терпением и симпатией, на которые он способен. И в каждом случае результат будет неизвестен. Индивидуация является исключительно потенциальной целью, которую гораздо легче идеализировать, чем осуществить.

Мандала и сновидения говорят о символике Самости, как только обнаруживается центр и круг (как правило разделённый на четыре части). Символы Самости, многие из которых приводятся и описаны в творениях Юнга, «появляются повсюду там, где процесс индивидуации стал предметом работы сознания, или где, как это бывает при психозах, коллективное бессознательное затопило сознание своими архетипами» (GW 16, § 474). Символы Самости иногда не отличаются от Богов (такие символы присущи как людям Запада, так и Востока). Процесс индивидуации имеет сакральную окраску, наподобие того, как психотический материал иногда имеет «религиозную» окраску. Юнг как-то, отвечая на заданный ему вопрос, сказал: «Индивидуация является жизнью в Боге, о чём однозначно свидетельствует психология мандал» (GW 18/2, § 1624).

Прохождение анализа и брак являются хорошими примерами межличностных ситуаций, подходящих для индивидуации. В обоих необходима преданность и вхождение на хлопотливый путь. Некоторые психоаналитики придают тут большое значение типологии партнёров. Несомненно, что существуют и другие области межличностных отношений, которые посредством более или менее осознанного учёта интрапсихических процессов могут способствовать индивидуации. Наиболее интересной идеей с тех пор, как Юнг отнёс индивидуацию ко второй половине жизни, является открытие того, что индивидуация возможна даже в начале жизни (Fordham M.).

До сих пор остаётся неизвестным, должна ли интеграция предшествовать индивидуации. Конечно, шансы будут гораздо выше, если Я достаточно сильно (интегрировано), чтобы выдержать индивидуацию, когда она начнёт неожиданно и бурно проявляться. Великие художники, в реализации личностных потенциалов которых вряд ли кто сомневается (например, Моцарт, ван Гог, Гоген), по-видимому сохраняли в течении своей жизни инфантильную форму характера и/или психотические черты. Были ли эти люди "индивидуированы"? Относительно совершенства их гения, сплавленного с их личностью, ответ гласит: Да; но если бросить взгляд на личностное совершенство и взаимоотношения с людьми, то ответ будет: скорее всего нет.

Остаётся только один вопрос, касающийся индивидуации, касающийся любого основательно проводимого анализа и всего общества в целом: А какое имеет значение для человечества то, что бесконечно маленькая группа людей предприняла трудное путешествие в глубины своей души? Юнг убедительно отвечает: аналитик делает свою работу не только для пациента, но и для благополучия своей собственной души, добавляя: «Как бы ни было мало и незаметно достижение аналитика, оно является opus magnum. Конечные и наивысшие проблемы психотерапии не являются личным делом, а представляют собой ответственность перед наивысшей инстанцией» (GW 16, , § 449).

http://psychoanalyse.narod.ru/lexicon/begriffe/jung/individu.htm

http://www.castalia.ru/lections/lec2.html
http://www.jung.psy4.ru/individuation.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Johnson/8.php
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st061.shtml
http://saga.km.ru/gl/i/p7.htm

http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=7

Эдвард Ф. Эдингер
Эго и архетип: Индивидуация и религиозная функция психического
http://castalia.ru/books/books4.html
 
15 03 2007, 12:26 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100