Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Возникло желание провести несколько параллелей между учением излагаемым Далай-Ламой и практикой предлагаемой Бодхи. Приведенные цитаты взяты из книг "Открытое сердце" и "Прямой путь к ясному сознанию" соответственно. На мой взгляд, эти цитаты свидетельствуют о сонаправленности и непротиворечивости практик (оставляя в стороне вопрос сравнения их эффективности).
(1) Далай-Лама
Цитата:
Когда мы наконец осознаем, что пребываем в состоянии страдания - всеобъемлющего страдания, которое причиняют нам такие болезненные эмоции, как привязанность и гнев, мы начинаем чувствовать разочарование и отвращение по отношению к своему нынешнему положению. А это, в свою очередь, пробуждает желание освободиться от такого состояния ума, от бесчисленных повторений невзгод и разочарований.
. . .
Чтобы породить в себе желание обрести высшее Прибежище в Трех Драгоценностях, сперва необходимо осознать неудовлетворённость своим сегодняшним положением; необходимо осознать его жалкую природу.
. . .
И чем более мы осознаем безрадостную природу жизни, тем выше мы ценим Три Драгоценности, в которых ищем прибежища
(1) Бодхи
Цитата:
Негативные эмоции превращают человека в ходячего мертвеца, и еще много лет может бродить по земле, постепенно разлагаясь, внешне живое тело, внутри которого уже давно нет ничего живого. А еще это означает то, что перед человеком неумолимо закрывается дверь к путешествию сознания, к новым открытиям, к новым озаренным восприятиям.
. . .
Мир, в котором ты живешь, это прежде всего мир негативных эмоций - можно сказать это без преувеличения. Они выступают в столь многочисленных проявлениях, так тесно вплетены в жизнь, что иногда кажется, что кроме них ничего больше и нет, и что все, что ты можешь, это утончать их, усложнять, разнообразить, закручивая, соединяя друг с другом, делая их более многослойными и интенсивными. Негативные эмоции окружают тебя повсюду, они навязываются и культивируются.
(2) Далай-Лама
Цитата:
Поэтому духовная практика - процесс укрощения подобных эмоций и ослабления их власти. Для достижения высшего счастья их необходимо уничтожить полностью.
(2) Бодхи
Цитата:
Подчеркиваю – никакая духовная практика, никакие йоги и медитации, никакие молитвы и простирания не приведут тебя никуда, если ты не стремишься первым делом добиться безупречного устранения негативных эмоций и непрерывного испытывания озаренных восприятий. Пока есть негативные эмоции – ничто невозможно.
(3) Далай-Лама
Цитата:
В самом начале буддийского пути потребность в защите Трех Драгоценностей может быть усвоена в лучшем случае интеллектуально.
(3) Бодхи
Цитата:
Чем сильнее привычка испытывать негативные эмоции, тем меньше человек отдает себе отчет в их присутствии, и вскоре только дикий всплеск агрессии, сопровождаемый сердечным приступом, он опознает как негативную эмоцию, а в остальное время будет полагать, что негативных эмоций у него нет.
. . .
Даже самая «ничтожная» негативная эмоция – сильный яд, и когда испытываешь озаренные восприятия, ясно это понимаешь, а когда озаренных восприятий нет, тогда и ясности нет.
(4) Далай-Лама
Цитата:
Хотя все мы по своей природе стремимся к счастью и хотим преодолеть невзгоды, мы все равно продолжаем испытывать боль и страдания. Почему? Буддизм учит, что мы, по сути, состоим в сговоре с причинами и условиями наших несчастий и зачастую сами не хотим совершать действия, которые могут привести к устойчивому счастью. Как же так? В обычной жизни мы позволяем сильным эмоциям и мыслям завладевать нами, что, в свою очередь, приводит к негативным состояниям ума. Именно благодаря таком порочному кругу и повторяется страдание - не только наше, но и других людей.
(4) Бодхи
Цитата:
Именно это делает процесс устранения очень сложным – желание испытывать негативные эмоции, в наличии которого ты можешь даже не отдавать себе отчет. Всегда, когда есть негативная эмоция, есть и желание испытывать негативную эмоцию, и чем сильнее негативная эмоция, тем сильнее и это желание.
. . .
Основная сложность в устранении негативных эмоций состоит не в преодолении самой привычки, как это может показаться, а в том, что практикующий недостаточно искренен, и не замечает или не хочет замечать, что на самом деле у него есть нежелание прекратить испытывать негативные эмоции, и он ищет вместо прямого устранения негативных эмоций какой-то обходной путь, чтобы и озаренные восприятия испытать, и негативные эмоции не устранять. Такой практикующий напоминает лебедя, рака и щуку, поэтому усилия оказываются неэффективными. Обычно неискренний практикующий хочет рассуждать о негативных эмоциях, а не устранять их.
(5) Далай-Лама
Цитата:
Мы должны твердо решить радикально изменить эти наклонности и заменить их новыми привычками.
. . .
Медитацию можно рассматривать как технику, помогающую ослабить силу прежних привычек ума и развить новые.
(5) Бодхи
Цитата:
По мере совершенствования, звенья этой цепочки становятся все более привычными, совершаются как бы сами по себе – так же автоматически, как раньше автоматически проявлялись негативные эмоции, таким образом привычка испытывать нежелаемые тобой восприятия заменяется на привычку испытывать желаемые, и в конце концов возможно научиться устранять негативные эмоции безупречно.
(6) Далай-Лама
Цитата:
Поначалу положительные эмоции, возникающие в процессе развития нашей высшей природы, могут быть слабыми, но мы способны усилить их, все ближе знакомясь с ними и делая внутренние переживания счастья и гармонии куда более мощными, нежели радости, даруемые только бесконтрольными эмоциями, приходящими извне.
(6) Бодхи
Цитата:
Очень существенно то, что по мере твоей практики происходит накопление опыта переживания озаренных восприятий – мгновения, прожитые тобой в озаренных восприятиях, накапливаются не в каком-то «переносном» смысле, а в самом что ни на есть реальном, и рано (или, увы, поздно) происходит прорыв, и ты испытываешь спонтанное облегчение устранения негативных эмоций, известные тебе озаренные восприятия начинают проявляться более устойчиво и ярко, проявляются новые озаренные восприятия.
Вот и Бяк на Метафоруме обозначал близкую к твоей позицию. Жалко. Хотелось бы увидеть продолжение разговора с Вишвамитрой.
... Меня тема эта интересует чисто в практическом плане - т.е. в плане влияния жизненной позиции на практику. ...
... чтобы иметь рычаг в виде возможности влиять жизненной позицией на практику, сначала необходимо научиться этот рычаг создавать - т.е. научиться менять жизненную позицию [философию].
... Ведь это основа, костяк, на котором держится личность. Некоторые личности этот свой костяк не осознают и даже внятно не могут сформулировать. Но это неосознание ведёт лишь к тому, что они и не могут разотождествиться с этой их позицией, и любую такую попытку (хоть со стороны, хоть самостоятельную) они отметают так, как будто речь идёт о покушении на их личность, их жизнь.
А влияние философии на жизнь (практику) вообще трудно переоценить.
Именно поэтому-то я и пытаюсь максимально (насколько это вообще в моих силах) отдать всё "святое" для меня в "переплавку" - и оставить лишь минимум "неприкосновенного".
Есть разные пути обретения возможности испытывать те или иные восприятия (если таким образом сформулировать понятие "Пути", "Жизни" и т.д.). И путь веры, избранный Вишвамитрой, вполне имеет место быть. Я не пытаюсь доказать свою "правоту", а всего лишь пытаюсь показать существование и других систем, ведущих к сходному результату.
я понял так:
(1) жизненная позиция (ЖП) - основа личности, иногда неосознаваемая;
(2) ЖП влияет на практику (жизнь);
(3) Возможно практическое исследование этого влияния;
(4) Для этого требуется умение изменять свою ЖП;
(5) ты пытаешься максимально редуцировать свою ЖП до некоторого "неприкосновенного" минимума
(6) для, предположительно, "обретения возможности испытывать те или иные восприятия ".
Цитата:
А ты догадываешься, что это за работа - менять жизненную позицию (философию)?
Нет. Я не знаю, что ты обозначаешь словами
- жизненная позиция;
- личность;
- практика (жизнь).
Но более всего мне не ясно зачем нужно разрушить основы своей личности. Если мое предположение не ошибочно, то что это за возможности и восприятия, о которых ты пишешь [см. тж. пункт (6)]?
Существует также третий, более глубокий уровень страдания, самый тонкий из всех. Такое страдание мы испытываем постоянно, поскольку оно - побочный продукт циклического существования. Природа циклического существования выражается в том, что мы постоянно находимся под влиянием негативных эмоций и мыслей. И пока это так, само наше бытие окрашено страданием. Этот уровень страдания пронизывает всю нашу жизнь, заставляя нас снова и снова вращаться в порочном круге омрачающих эмоций и дурных поступков. Тем не менее эту форму страдания трудно опознать.
Цитата:
Практика Дхармы должна быть непрерывным усилием, направленным на достижение состояния, свободного от страданий. Это не только соблюдение нравственных принципов, когда мы избегаем дурного и совершаем добрые поступки. В практике Дхармы мы стремимся выйти из положения, в котором находимся: положения жертв негативных психологических состояний, врагов внутреннего мира и спокойствия. Эти вредные эмоции, или аффекты, - привязанность, ненависть, гордыня, жадность и так далее - являются психическими состояниями, вынуждающими нас вести себя таким образом, что мы сами навлекаем на себя несчастья и страдания. Работая над достижением внутреннего мира и счастья, полезно думать об аффектах как о неких внутренних демонах, - поскольку, подобно демонам, они могут преследовать нас, не принося ничего, кроме страданий. Состояние, свободное от таких негативных эмоций и мыслей, состояние отсутствия печалей, называется нирваной.
Я бы отметил в этой и предыдущих цитатах следующие ключевые моменты:
1) Наше положение - положение обычного человека не занимающегося практикой, либо только приступающего - это положение существа, находящегося в в жалком, как говорит Далай-Лама, положении и находящегося под постоянным влиянием негативных эмоций и других негативных состояний ума.
2) Просветление несовместимо с негативными эмоциями.
3) Чтобы изменить наше положение необходимо совершать постоянные и упорные усилия.
4) Негативные эмоции исчезают не как-то сами собой после достижения просветления, а наоборот, необходимо уничтожить их, вырвать с корнем, для того чтобы достичь просветления.
5) Трудно осознать истинное положение дел.
Таким образом, учение Далай-Ламы - традиционное буддийское учение, вступает в противоречение со словами тех, кто утверждает, что можно достичь просветления "принимая всё как есть" и не совершая усилий, или что эмоции, в том числе негативные - это "всего лишь сигнальная система человека и глупо устранять их", или что "негативные эмоции - это следствие двойственно восприятия и начинать необходимо не с них" и.т.д. Некоторые говорят, что буддизм учит бороться с причинами эмоций - концептуальным восприятием, в отличии от "тупой борьбы со следствиями". В практике прямого пути тоже есть соответствующий раздел про устранение механического концептуального мышления, так что нельзя говорить, что практикующие борются "только со следствиями, не обращая внимания на причины". В книге рекомендуется проводить и ту и другую работу параллельно, что приводит к большей эффективности, по сравнению с другими подходами.
4) Негативные эмоции исчезают не как-то сами собой после достижения просветления, а наоборот, необходимо уничтожить их, вырвать с корнем, для того чтобы достичь просветления.
Хочу подчеркнуть это, прямой цитатой слов Далай-Ламы:
Цитата:
Поэтому духовная практика - процесс укрощения подобных эмоций и ослабления их власти. Для достижения высшего счастья их необходимо уничтожить полностью.
Выдержка из книги "БУДДИЗМ ТИБЕТА" лауреата Нобелевской премии мира Далай-ламы XIV (Агван Лобсан Тенцзин Гятцо)
Цитата:
Когда живое существо очищает своё сознание от омрачений и их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств, являющихся препятствиями. И тогда оно дновременно и непосредственно познает все явления. Такое существо называют "Будда", он - учитель Прибежища и подобен врачу.
...
Любое следствие, хорошее или плохое, неизбежно возникает в зависимости от причин и условий. Следовательно, уже в настоящем нужно реально обрести в потоке своего сознания причины, родственные Драгоценности Учения, подлинному Прибежищу. Для этого следует продвигаться путями, включающими Три Практики (тришикша): высшую нравственносгь (адхишила), высшее медитативное сосредоточение (адхисамадхи) и высшую мудрость (адхипраджня).
Практика высшей нравственности
Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их всех лежит этика воздержания от десяти недобродетелей. Из десяти недобродетелей три относятся к действиям тела, четыре - к действиям речи, и три - к действиям ума.
Три физические недобродетели суть:
1. Лишение жизни живого сушества: от убийства насекомого до убийства человека.
2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, независимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие совершено самолично или через чье-либо посредство.
3. Сексуальный проступок: разврат.
Четыре недобродетели речи:
4. Ложь: обманывать других словами или действиями.
5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в ней еще дальше.
6. Грубость: оскорблять других.
7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний и прочих [скверн].
Три недобродетели ума:
8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо, принадлежащее другому.
9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой или малый.
10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существующее, как например перерождение, причинно-следственную связь или Три Драгоценности.
Противоположность этих десяти недобродетелей - десять добродетелей; следование им называется практикой нравственности.
К примеру, у меня не получилось устранить какую-то нэ, и в результате я испытал жгучую нэ недовольства. Мне нехорошо, и я отдаю себе отчёт что испытываю недовольство. Вывод – я испытываю нэ, и хочу от неё избавится, потому что мне плохо, а также потому что нэ бессмысленна. Я хочу испытывать озв! И всё, нэ недовольства исчезает, если я полностью осознал её беспочвенность. А если я считаю свою нэ оправданной, то мне от неё избавится будет невозможно, ибо я даже не смогу захотеть от неё избавляться. Только осознав и изменив негативное убеждение ты избавляешся от гложущей тебя нэ, но никак не иначе! Можно конечно прибегать к самообману, заставляя себя устранять именно нэ, но на деле это будет банальным подавлением! Думайте о приятном, а не об нэ, тогда и почвы для возникновения нэ не будет, и не идите вопреки велений Всевышнего!
Вся мораль – жалкая иллюзия. Блин, ну не любят люди, когда им указывают на то, что они и сами давно знают! Однако, вся правда и ничего кроме правды – это ещё не вся правда! Зря Бодхи считает людей такими неправильными и несчастными, зря! Если человек не устраняет нэ, то это не говорит о его тупости, а просто он ни хочет на этом зацикливаться.
Бодхи – умница, потому что в полной мере ощутил всю бессмысленность нэ, но у него сложилась иллюзия, что нэ можно устранять не обращаясь к концепциям. И все главы его книги можно смело слить в одну – «негативные концепции».
Чтобы всякая дурь в бошку не лезла надо найти для себя истино любимое дело, а также помогать ближнему, и судьба о тебе тогда сама позаботится!
Почему Бодхи отрицает «Я»?! Ведь отрицать «Я» - значит отрицать сознание! Что тогда воспринимает, ощущает и выбирает, и что по его мнению вообще является сознанием?! «Путь к ясному сознанию» – называется его книга, так что пусть изволит объяснится.
Есть идея.
Я пишу художественную книгу о том, как хорошо устранять НЭ (беленькая, с золотистыми виньетками), а Дарк - страшилки о том, как это плохо (черная, с кровавыми рунами).
Затем издаем свои труды двухтомником и прибыль делим пополам.
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)