Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
В этой теме обсуждается всё, что касается техники: "Тратака на свечу". Допускается обсуждение других тратак.
Цитата:
лань
Goodmen Вам не кажется что сильно много техник. возьмите одну , сравните с другими тетрадками и практикуйте пока результат реальный не получите.
За реалъный резулътат возмите резулътат практикования техники смотрения на свечу сестры моего мужа. Она очень добросовестно ее выполняла, [url=]на 3 года выпала из жизни по причине сьезжания крыши[/url].
В школу идти боится, но учителя нежно и трепетно до сих пор любит. Так что, практикуйте.
Это упражнение называется "Тратака на свечу", и много раз описывалось.http://tibet-med.narod.ru/ukm/ukm8.htm
Цитата:
ТРАТАКА НА СВЕЧУ
ОБОСНОВАНИЕ: Успех в делах, совершенство исполняемой работы определяются почти исключительно способностью концентрировать усилия, собранностью человека. Эта, казалось бы, природная способность на самом деле может и должна быть развита при помощи специального упражнения, называемого "Тратака". Этимология этого санскритского слова ("тра" — спасительное, "атака" — скитание) связана с предварительными условиями выполнения упражнения. Так, попробуйте дать мыслям свободу полета на 2—3 минуты: вы будете удивлены, замечая совершенную бессвязность некоторых их продолжений. Заметив такие бессвязности, вы тотчас же попытаетесь их прервать, регулировать. Так вот именно непрерывание мыслей, свободное и полное их завершение и является предварительной фазой упражнения Тратака. На эту предварительную стадию отводится 1—2 минуты.
МЕТОДИКА: Установите свечу так, чтобы при сидении напротив нее пламя располагалось от вас на расстоянии 40—60 см и на уровне глаз. Зажгите свечу. Сев в позу и предельно расслабившись, направьте все "лучи разума" только на пламя свечи. Все остальные мысли отбрасываются, как назойливые мухи. Для вас в период упражнения существует только свеча, одна свеча и ничего более. Весь мир теперь заключается в пламени свечи. Вы и пламя — одно целое... Как только глаза устали, закройте их и сосредоточьтесь на световом пятне, оставшемся на сетчатке. Попробуйте, далее, увидеть свечу через веки. Изображение пламени, свечи и их цвета могут при этом изменяться или смещаться, но общая форма свечи и язычка пламени должны оставаться без изменений. Допускайте только мысли о свече или о ее пламени. Вас интересует только свеча и ее горящий фитиль. Когда глаза отдохнули, снова откройте их и продолжайте созерцать свечу. Длительность упражнения — 5 минут за одно занятие в течение первых двух недель. Затем время постепенно увеличивается до 10—15 минут.
ЭФФЕКТ: Способность к собранности мыслей возрастает во много раз при регулярной практике этого элементарного упражнения. Следует особо отметить, что увеличивается способность не только к умственной концентрации, но и физической, что делает это упражнение крайне полезным для адептов каратэ, у-шу и других динамических направлений, связанных с восточными боевыми искусствами. Тратака — исходная основа для практики всех следующих упражнений, и успех в более сложных процедурах во многом связан именно со способностью к концентрации. Для начинающих это упражнение является незаменимым, и игнорировать его нельзя.
Цитата:
Медитация. Тратака
Первоначальная цель всех медитативных практик состоит в достижении сосредоточения ума как прелюдии к медитации. Для этой цели используются самые разнообразные методы. Один из самых простых, прямых и, в то же время, эффективных методов — это техника тратаки. Её механику легко изучить и понять. Её может практиковать каждый с огромной пользой для себя. Даже начинающие, приложив немного усилий и упорства, могут многое от неё получить за короткое время при наличии минимального опыта. И что самое важное, она может непосредственно вести к медитации.
Мы познакомим вас с основными этапами тратаки, постепенно переходя от её простого варианта к более сложным. Слово тратака означает «неподвижный взгляд». Практика тратаки включает в себя немигающий взгляд в одну точку или на какой‑либо объект. Это метод сосредоточения глаз и, в свою очередь, ума на одной точке, при исключении всего остального. Объект осознания может быть либо внешним по отношению к телу, в этом случае практика называется бахир тратака (внешний взгляд), либо внутренним, и тогда она называется антар тратака (внутренний взгляд). Посредством этого метода всё внимание и сила ума сливаются в один непрерывный поток. В результате может спонтанно проявляться скрытый потенциал ума.
Тратака как всемирно известный метод
Тратака описана во многих текстах, хотя обычно она известна под другими названиями и видоизменяется в соответствии с традициями. В классическом тексте хатха‑йоги Гхеранд Самхита она считается одной из шаткарм. Поскольку остальные пять практик шаткарм (нети, дхоути и т.д.) касаются только очищения тела, тратака кажется здесь совершенно неуместной — по существу, аномалией. Однако она рассматривается как последняя из шаткарм, и включена в их число вполне обоснованно — а именно, как промежуточная ступень между физически ориентированными практиками и умственными практиками, которые ведут к более высокому осознанию. В каком‑то смысле, тратака играет роль моста между хатха‑йогой и раджа йогой.
Тантра, которая, вероятно, представляет собой наиболее всеобъемлющую духовную систему из всех, когда‑либо созданных, и которая легла в основу йоги, широко применяет тратаку в своих многочисленных практиках, где роль объекта поклонения или осознания играют символические диаграммы, божества или объекты. Тратаку в той или иной, порой сильно замаскированной форме, используют почти все религиозные и духовные системы. В индуизме неотъемлемую часть религиозной практики составляет сидение перед изображением или статуей Кришны или Шивы, символом АУМ и т.д. Хотя многие сочтут это формой поклонения и, разумеется, это может быть таковой, если поклоняющийся искренен, в действительности, это разновидность тратаки, поскольку цель состоит в сосредоточении ума на внешнем божестве. Это приводит к успокоению ума и состоянию медитации. Кроме того, многие индуисты обладают способностью по своей воле создавать внутренние образы внешних объектов и выполнять внутреннюю тратаку.
То же самое происходит в христианстве, хотя и в менее очевидной форме. В церкви имеются изображения Христа, свечи, и всегда присутствует символический крест. Эти объекты служат точками сосредоточения для тратаки, хотя, разумеется, под этим названием она не известна. Все эти объекты имеют глубокий символический смысл, который обычно действует под уровнем обыденного сознания. Иными словами, эти символы соотносятся с опытом и памятью, которые содержатся в том, что Юнг называл коллективным бессознательным, и стимулируют их. Поэтому эти объекты осознания пробуждают переживания и знания, которое обычно нам недоступны.
В тибетском буддизме тратака часто выполняется путём сосредоточения на различных божествах, Будде и разнообразных геометрических фигурах, которые называются янтрами или мандалами. Даже в дзен‑буддизме используется тратака, хотя, возможно, в более абстрактной форме, наподобие сосредоточения взгляда на пустой стене. Практика тратаки не ограничена йогой. Это универсальный метод, который во все времена использовался для выхода за пределы обычного опыта. Тратака — простая, но в то же время чрезвычайно мощная техника, и именно поэтому столь многие различные системы и религии в той или иной форме использовали её в качестве средства достижения духовного подъёма.
Различные методы тратаки
Тратака состоит из трёх различных видов практики:
Только внешней (бахир) тратаки
Сочетания внешней и внутренней (антар) тратаки
Только внутренней тратаки.
Внешнюю тратаку можно практиковать и отдельно, хотя, в действительности, для достижения наилучших результатов её обычно соединяют с внутренней тратакой. Техника, которую мы будем обсуждать в этом и следующем уроках, представляет собой сочетание внешней и внутренней тратаки. Самой эффективной, хотя и более трудной техникой является внутренняя тратака, выполняемая в отдельности — третий этап практики тратаки.
Внешняя тратака. Её можно делать, используя практически любой объект. Некоторые рекомендации по этому поводу будут даны ниже. Прекрасную разновидность внешней тратаки представляет агочари мудра. Поскольку большинство людей привыкли в течение всей своей жизни постоянно быть обращёнными к внешнему миру, для них оказывается почти невозможным закрыть глаза больше чем на несколько секунд, если только они не собираются спать. В этой ситуации можно использовать внешнюю тратаку. Однако наиболее полезная цель внешней тратаки — тренировка глаз, чтобы можно было длительное время, не моргая, смотреть на объект и сформировать его чёткий внутренний послеобраз для целей внутренней тратаки.
Сочетание внешней и внутренней тратаки. Именно эту разновидность тратаки мы будем описывать в данном разделе и в следующем уроке. Человек сначала смотрит в течение некоторого времени на какую‑либо точку или внешний объект, затем закрывает глаза и смотрит на послеобраз этого же объекта. Как и прежде, можно использовать любой предмет, однако лучше всего подходит яркий объект, поскольку он формирует на сетчатке глаз отчётливый рисунок, который можно ясно видеть, закрыв глаза. Хотя этап внешней тратаки в определённой степени помогает сосредоточиться, его основная цель — создание чёткого внутреннего образа. Во время внутренней тратаки этот послеобраз действует как почти исключительный объект внимания. Если он достаточно яркий и чёткий, то будет, в каком‑то смысле, зачаровывать ваше внимание так, что вы больше ничего не будете осознавать. Это как раз то, что нужно, ибо ведёт к сосредоточению умственных сил и, в свою очередь, к медитации.
Метод сочетания внешней и внутренней тратаки особенно полезен тем, кому крайне трудно по своей воле создавать внутренний образ без внешнего прототипа. Те люди, которые могут без труда создавать устойчивый и чёткий внутренний образ без помощи внешнего объекта, могут практиковать одну лишь внутреннюю тратаку.
Внутренняя тратака. Эта разновидность тратаки в наибольшей степени содействует интроспекции и исследованию ума, поскольку в ней, в отличие от двух предыдущих вариантов, полностью отсутствует контакт с внешним миром. Однако две другие формы наиболее подходят для общей практики и, особенно, для начинающих. Причина состоит в том, что у большинства людей беспокойный ум, который постоянно пребывает в состоянии смятения и борьбы. В таких обстоятельствах обычно бывает трудно создать мысленный образ, который будет достаточно непреодолимым, чтобы захватить внимание ума. Если ум взбудоражен, и вы выполняете внутреннюю тратаку, как правило, оказывается, что постоянно блуждающий ум быстро забывает о внутреннем образе и отвлекается на другие мысли. В результате вы не получаете большей части благ практики. В этих условиях гораздо лучше делать только внешнюю тратаку или внешнюю тратаку в сочетании с внутренней, поскольку отчётливый и более осязаемый характер внешнего объекта будет легче удерживать внимание ума, исключая другие мысли.
Внутреннюю тратаку следует выполнять , когда вы сможете создавать чёткий внутренний образ и почувствуете, что ваш ум достиг достаточной степени невозмутимости и устойчивости. Такое состояние наступит, если вы практикуете йогу честно и с энтузиазмом. Внутренняя тратака — это мощный метод развития осознания более глубоких аспектов ума и пробуждения его удивительного потенциала.
Выбор объекта осознания
Вы можете выбрать практически любой предмет. Вы должны сами решить, что вам больше всего подходит. Однако мы советуем, чтобы этот объект имел для вас какое‑то значение. Так вы легче сможете удерживать своё осознание на объекте во время тратаки. В качестве примера, ниже приводится перечень обычно используемых объектов:
пламя свечи
крест
символ АУМ
цветок, например, роза или лотос
чёрная точка на белом листе бумаги
восходящее солнце (но не полуденное солнце)
луна
звезда
шивалингам
кончик носа
точка между бровями
глаза другого человека
небо
вода
Ишта Девата (личное божество)
символ инь/ян
кристалл
янтра или мандала
ваша собственная тень
тьма
изображение или статуя Будды
изображение или статуя Христа
ваши собственные глаза в зеркале и множество других возможностей
Вы можете выбрать в качестве объекта всё что угодно, но, приняв решение, старайтесь не изменять его, поскольку это снизит эффективность тратаки. Иными словами, если вы в течение какого‑то времени развиваете своё осознание одного конкретного объекта, а затем внезапно его меняете, то вам, по существу, нужно начинать все с начала, чтобы ваш ум мог усвоить новый объект. Ум должен привыкнуть к конкретному объекту, чтобы тот почти автоматически его привлекал и удерживал. Как правило, это требует времени, и усилия оказываются напрасными, если вы внезапно начинаете приучать ум к другому объекту. Выбирайте тщательно и старайтесь придерживаться своего решения. Если через некоторое время вы почувствуете желание его изменить — а это распространённое явление — посоветуйтесь со специалистом, прежде, чем действительно это сделать.
Мы обнаружили, что прекрасным объектом для тратаки, особенно для начинающих, может служить свеча. Причина состоит в том, что её яркость, судя по всему, приковывает к себе и удерживает ваше внимание. Она оказывает почти гипнотическое воздействие на глаза и осознание человека. Кроме того, она оставляет очень яркий послеобраз при практике внутренней тратаки. Даже те, кому чрезвычайно трудно создавать послеобраз других объектов, при небольшой тренировке должны быть способны видеть чёткую внутреннюю картину пламени свечи. По этой причине мы будем использовать свечу в качестве объекта в методе тратаки, которые мы вскоре опишем.
Поза
Тратаку следует практиковать сидя в наиболее удобном и, в то же время, наиболее устойчивом положении. Можно сидеть в любой позе, даже на стуле. Однако желательно использовать такие асаны, как падмасана, сиддхасана и т.п., поскольку они автоматически и без усилий удерживают тело в устойчивом положении.
Тратака — этап 1.
Положение объекта для внешней тратаки
Это важно для получения от практики максимальной пользы. Если объект находится слишком далеко, то на нём труднее удерживать внимание ума; кроме того, гораздо меньше вероятность того, что он оставит чёткий и поглощающий внимание послеобраз во время внутренней тратаки. Если объект расположен слишком низко, вы будете склонны, сидя наклоняться вперёд; это не способствует устойчивости позы, а также вызывает неудобство и боль в спине. Если объект находится слишком высоко, то напрягается шея. На собственном опыте мы убедились, что лучше всего, если объект находится в той же горизонтальной плоскости, что и глаза, и на расстоянии вытянутой руки от них.
Разумеется, вы можете подобрать положение объекта по своему вкусу; мы предлагаем не более чем совет, хотя мы убедились, что он подходит для большинства людей. Некоторые предпочитают, чтобы объект находился на уровне глаз, но гораздо ближе к ним. Можно привести много доводов в пользу такого выбора, особенно, если объект небольшой. Вы должны сами поэкспериментировать.
Нечего и говорить, что вышесказанное не применимо ко многим объектам, вроде солнца, луны, кончика носа, точки между бровями и т.п., положение которых нельзя изменить, потому что природа его уже зафиксировала. Тем не менее, эти общие рекомендации применимы к широкому спектру объектов, от свечи до символа АУМ.
Если у вас какой‑либо дефект зрения, вам следует постараться расположить объект так, чтобы его образ не двоился и не расплывался по краям. Вы должны быть способны видеть чёткие очертания объекта. Лучше всего не надевать очков — только в случае необходимости. Например, если вы близоруки и делаете тратаку на луну, то будете видеть только жёлтое пятно. В этих обстоятельствах очки будут необходимы. Однако, практика тратаки без очков поможет вам уменьшить свою зависимость от них, хотя для этого потребуются время и усилия.
Техника выполнения
Метод делится на две части: внешняя тратака на свече и внутренняя тратака на послеобразе. Те, кто хочет, могут делать только внешнюю тратаку, тогда как остальные могут выполнять обе части, одну после другой. Выбор за вами.
Зажгите свечу и поставьте её на маленькую скамейку или на стол так, чтобы пламя находилось на уровне глаз, когда вы сидите на полу.
Сядьте на пол и устройтесь таким образом, чтобы свеча находилась на расстоянии вытянутой руки от ваших глаз и прямо перед вами.
Выберите такое положение, чтобы вам было удобно сидеть с выпрямленной спиной. Закройте глаза и расслабьте все тело.
Выполняйте кайя стхаирьям. Пусть всё ваше тело станет подобно статуе. Примите твёрдое решение, что вы не будете шевелиться в течение всего занятия; если вы пошевелитесь, ваше осознание сразу же отвлечётся от практики. Подготовка очень важна, поэтому полностью сосредоточьтесь на своём теле; постарайтесь не думать ни о чём другом.
Выполняйте кайя стхаирьям в течение нескольких минут. Когда будете готовы, откройте глаза.
Пристально смотрите на пламя, направляя своё внимание в особенности на кончик фитиля.
Не смотрите ни на что другое, только на пламя и фитиль. Старайтесь не моргать и не двигать глазными яблоками. Не перенапрягайте глаза. Если необходимо моргнуть — моргните. По мере практики вы обнаружите, что способны пристально смотреть, не мигая, в течение длительного времени. Важно как можно больше расслаблять глаза; если они напряжены, постарайтесь их расслабить. Именно напряжение глаз заставляет их мигать.
Многие люди слишком стараются не моргать, отчего возникает напряжение и становится более трудно контролировать это мигающее движение. Не старайтесь чрезмерно, и вы заметите, что глаза автоматически перестают мигать. Удерживайте своё осознание на пламени свечи и фитиле. Сосредоточивайте своё осознание таким образом, чтобы перестать осознавать своё тело.
Если ваш ум блуждает, мягко возвращайте его к выполняемой практике.
Первоначально продолжайте такое пристальное рассматривание в течение 2—3 минут. Затем закройте глаза.
Каждый когда‑нибудь смотрел на солнце, а затем, закрыв глаза, видел чёткий образ, который свет оставил на сетчатке глаз. Аналогичным образом, постарайтесь увидеть послеобраз пламени свечи перед своими закрытыми глазами.
Если вы не видите послеобраз, не огорчайтесь; для этого необходима практика. Тем временем просто попытайтесь зрительно представить себе пламя.
Обычно образ смещается вверх или вниз; постарайтесь сделать его устойчивым.
Постарайтесь полностью осознавать только послеобраз. Если возникают какие‑нибудь мысленные видения, посторонние мысли или другие переживания, просто оставайтесь свидетелем. Никак не реагируйте на них; просто позволяйте им появляться и следите за ними без всякого интереса. Действуйте таким образом до тех пор, пока послеобраз остаётся чётким.
Когда образ начнёт исчезать, откройте глаза и вновь смотрите на пламя свечи и фитиль.
Сосредоточивайте своё осознание на внешнем пламени и ни на чём ином.
Продолжайте это рассматривание в течение 2—3 минут, снова, по возможности, не моргая глазами.
Затем вновь закройте глаза и рассматривайте внутренний образ до тех пор, пока он остаётся чётким и различимым. Продолжайте поочерёдно повторять внутреннюю тратаку и внешнюю тратаку, пока позволяет время. Затем, перед тем как закончить практику, закройте глаза и рассматривайте тёмное пространство перед своими закрытыми глазами.
Наблюдайте за любыми действиям, которые могут там происходить, стараясь оставаться лишь свидетелем без какой‑либо заинтересованности. Осознавайте все мысли, которые возникают. Занимайтесь этим в течение нескольких минут. Затем откройте глаза и задуйте свечу.
Устойчивость взгляда
Как мы уже отмечали, очень важно стараться не моргать и не двигать глазами при выполнении внешней тратаки. Это необходимо для создания отчётливого послеобраза для внутренней тратаки. Без устойчивого немигающего взгляда очень трудно получить чёткий послеобраз и именно поэтому начинающим зачастую не удаётся его увидеть.
Кроме того, устойчивость взгляда прямо соотносится с устойчивостью и сосредоточением ума. Они неразрывно связаны. Великих мудрецов со спокойным, умиротворённым умом часто можно отличить по их проницательным глазам, которые как будто почти не мигают. Поэтому, добиваясь устойчивости взгляда в тратаке, вы автоматически уравновешиваете и сосредоточиваете ум.
Часто людям говорят, что моргать нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если они испытывают неудобство, их глаза наполняются слезами и т.д. Мы не согласны с таким подходом, поскольку он лишь создаёт напряжение, отчего становится ещё труднее без усилий сохранять устойчивое положение глаз. Мы уже указывали, что хотя цель состоит в том, чтобы глаза оставались неподвижными, если вы испытываете необходимость подвигать ими вследствие дискомфорта, сделайте это. Поначалу новичкам может показаться, что это очень трудная практика, и они будут способны пристально смотреть лишь несколько секунд, прежде чем почувствуют необходимость моргнуть. Не волнуйтесь, по мере тренировки у вас постепенно разовьётся способность пристально смотреть без малейшего движения глаз в течение длительных промежутков времени.
То же самое относится и к внутренней тратаке на послеобразе. Поначалу изображение будет перемешаться вследствие движения глазных яблок при закрытых глазах. В ходе дальнейшей практики вы научитесь удерживать глаза в неподвижном состоянии и сохранять устойчивый образ. Помните, что секрет успеха при освоении тратаки заключается в максимальном расслаблении глаз.
Продолжительность внутренней и внешней тратаки
Продолжайте смотреть на пламя до тех пор, пока вы можете делать это не моргая. Начинающим следует ориентироваться примерно на 2 или 3 минуты. По мере приобретения опыта увеличивайте это время до пяти и десяти минут за один раз.
Внутреннее рассматривание можно выполнять до тех пор, пока вы способны ясно видеть послеобраз. Начинающим, которые не способны видеть образ, следует стараться создать или различить образ в течение примерно минуты, а затем открывать глаза. Те, кто продвинулся в практике, могут обнаружить, что они способны видеть образ почти неопределённо долго. В этом случае выполняйте внутреннюю тратаку в течение всего занятия или до тех пор, пока вы можете видеть образ. Цель состоит в том, чтобы увеличивать продолжительность внутренней тратаки и постепенно сокращать период, отводимый для внешней тратаки. Это обусловлено тем, что внутренняя тратака гораздо больше способствует медитации и осознанию глубинных слоёв ума.
Продолжительность и время проведения занятий
Чтобы добиться заметных результатов от упражнения, старайтесь практиковаться по меньшей мере пятнадцать минут ежедневно, а по возможности и больше. Можно заниматься в любое время, хотя идеально делать это рано утром или поздно вечером. Если возможно, занимайтесь и утром и вечером. Постройте свою программу так, чтобы в это время вас ничто не отвлекало.
Предостережение
В уме каждого человека есть скопившиеся комплексы и проблемы. Цель йоги — очищать ум от этого ненужного мусора. В этом отношении тратака представляет собой превосходный метод, поскольку помогает вам осознать свои проблемы. Однако, ваши проблемы могут проявляться слишком быстро, вызывая нервные расстройства. Если вы заметите, что это происходит, прекратите занятия и обратитесь за советом к специалисту.
Благотворное действие
Тратака невероятно развивает способность к сосредоточению, что чрезвычайно полезно для повседневной жизни. Кроме того, сосредоточение умственной энергии в одной точке приводит к спокойствию ума, поскольку подавляет его тенденцию к постоянному блужданию. Тратака — прекрасный метод для обретения медитативного опыта и высвобождения некоторых скрытых потенциальных возможностей ума.
У многих из нас хорошей памяти препятствует взбудараженность ума, которая как будто затуманивает наш мысленный взор, когда нам нужно вспомнить какие‑либо события. Успокаивая ум, тратака способствует улучшению нашей памяти.
Тратаку рекомендуется регулярно практиковать всем, кто страдает от бессонницы, нервного напряжения и т.п. Кроме того, она может быть очень полезна людям с плохим зрением и слабыми глазными мышцами.
В Индии тратаку часто используют для обретения парапсихических способностей — телепатии, ясновидения и т.д. Мы не рекомендуем вам практиковать её с подобной целью, независимо от того, верите ли вы в эти способности или нет, поскольку они отвлекают от пути к высшему осознанию и самопознанию.
Мы описали тратаку с использованием пламени свечи в качестве объекта осознания. Помните, что вы можете практиковать тратаку аналогичным образом, используя любой другой объект по собственному выбору.
Тратака — этап 2
Метод, который предлагается в этом разделе, представляет собой более сложный вариант той же основной практики. Он включает в себя две дополнительные техники, которые делают его более мощным средством для достижения спокойствия и сосредоточенности ума.
После того, как вы в течение некоторого времени выполняли первый этап тратаки и приобрели достаточный опыт и мастерство в этой практике, вам следует переходить от первого этапа ко второму. Самое главное состоит в том, что вы должны быть способны в течение некоторого времени пристально смотреть на внешний объект без малейшего желания моргнуть. Если все ещё оказывается, что в ходе практики вы моргаете, вам гораздо лучше продолжать выполнять первый этап, пока вы не достигнете достаточного мастерства. Кроме того, если вы все ещё не видите никакого послеобраза во время внутренней тратаки, вам также следует продолжать выполнять первый этап. Если вы не можете увидеть послеобраз, ни в коем случает не беспокойтесь, поскольку это получается не сразу у большинства людей; тем не менее, на определённой стадии практики они медленно, но верно, начинают различать образ. Сначала он бывает слабым и неясным, но по прошествии дней и недель постепенно становится более отчётливым.
Общие подготовительные сведения
Общие сведения о выборе объекта осознания, положении объекта относительно сидящего наблюдателя и самой позы, в которой он находится, можно найти в предшествующем уроке (тратака, этап 1).
Техника выполнения
В соответствии с описанием первого этапа тратаки, которое было дано выше, мы будем использовать в качестве объекта осознания пламя свечи.
Эта практика состоит из четырёх стадий, которые следует выполнять по очереди.
Стадия 1: подготовка
Примите удобную позу, желательно — одну из медитативных асан.
Устройтесь поудобнее и устраните все источники неприятных ощущений, чтобы у вас не возникало необходимости двигаться в течение всей практики; гораздо лучше сделать приготовления сейчас, чем шевелиться во время упражнения. Закройте глаза.
В течение нескольких минут выполняйте кайя стхаирьям. Осознавайте только своё тело.
Примите решение, что больше не шевельнётесь на протяжении всей практики. Затем переходите к стадии 2.
Стадия 2: взгляд вовне
Откройте глаза.
Смотрите прямо на кончик фитиля свечи. Выполняйте внешнюю тратаку.
Старайтесь не моргать и не двигать глазами. Будьте полностью поглощены рассматриванием пламени и фитиля. Если вас одолевают посторонние мысли, позвольте им приходить; осознавайте их и затем мягко напоминайте себе, что вы практикуете тратаку. Таким способом удерживайте внимание сосредоточенным на пламени и на фитиле. Продолжайте в том же духе в течение примерно трёх минут. Затем переходите к стадии 3.
Стадия 3: осознавание дыхания
Выполните кхечари мудру.
Начните осознавать своё дыхание, одновременно сохраняя осознавание пламени свечи. Практикуйте уджайи пранаяму.
Теперь вам потребуется немного воображения. Во время вдоха представьте себе, что вы направляете своё дыхание от пламени свечи к точке между бровями и далее к затылку.
Вам необходимо разделить своё осознание, чтобы оно было занято и пламенем свечи, и движением дыхания. Кроме того, осознавайте звук своего дыхания. При выдохе вы должны представлять себе, что поток дыхания выходит из затылка, проходит через межбровный центр и затем возвращается к пламени свечи. Всё это время глаза не должны моргать. Продолжайте повторять этот процесс, вдыхая и выдыхая, одновременно стараясь чувствовать, представлять себе, что воздух движется от пламени свечи, через точку между бровями к затылку и обратно.
Всё это время следует одновременно осознавать пламя свечи, дыхание и его звук.
Если вы будете заниматься усердно и с достаточным осознанием, то со временем должны будете обнаружить, что вам кажется, будто воздух действительно естественным образом движется туда и обратно между пламенем и вашим затылком.
Продолжайте эту практику в течение нескольких минут. Затем переходите к стадии 4.
Стадия 4: внутренняя тратака
Закройте глаза.
Смотрите на послеобраз.
Смотрите на послеобраз точно так же, как вы смотрели на внешний объект.
Осознавайте пламя внутренней свечи и дыхание.
Если изображение неясное, не беспокойтесь; просто осознавайте то, что можете увидеть.
При вдохе чувствуйте, что дыхание движется от пламени перед вашими закрытыми глазами к затылку. Попытайтесь почувствовать, что вы втягиваете образ назад по направлению к затылку.
При выдохе представьте себе, что дыхание выталкивается вперёд к закрытым глазам.
Продолжайте действовать подобным образом. Вдыхайте и почти тяните образ и дыхание назад к затылку. Выдыхайте и выталкивайте образ и дыхание вперёд. Ваше осознавание должно быть всё время сосредоточено на образе и дыхании.
Всё время продолжайте выполнять кхечари мудру и уджайи пранаяму.
Поскольку вы выполняете уджайи, вы должны слышать непрерывный звук, исходящий из области горла; старайтесь осознавать и его, но соединяйте его с движением дыхания от точки между бровями к затылку. Таким образом, представляйте себе, что звук возникает, когда поток дыхания движется туда и обратно через голову.
Старайтесь полностью отдаваться выполняемой практике. Продолжайте до тех пор, пока образ не станет нечётким или не исчезнет.
Затем откройте глаза и повторите стадию 2 в течение нескольких минут, по возможности не моргая глазами (те, кто хотят непрерывно осознавать дыхание, могут пропустить стадию 2 и сразу начать следующий цикл со стадии 3). После этого переходите к стадии 3 и повторите весь процесс. Продолжайте в том же духе в течение всей практики. В конце практики посидите несколько минут с закрытыми глазами, просто наблюдая чёрное пространство (чидакаша) перед закрытыми глазами.
Будьте свидетелем любых мыслей или психических видений, которые могут возникать. Затем откройте глаза и задуйте свечу.
Соотношение продолжительности этапов
Чем дольше вы можете выполнять внутренние стадии практики, тем лучше. Иными словами, если оказывается, что вы легко можете удерживать чёткий внутренний образ, сократите или даже исключите внешние стадии. Разумеется, если вы не способны видеть чёткий послеобраз, то вам следует увеличить продолжительность внешних стадий.
Количество циклов или повторений полностью зависит от вашей способности сохранять внутренний образ. Те, кому это удаётся лучше, вероятно, могут ограничиться одним циклом, поскольку они смогут удерживать внутренний образ в течение всей практики. С другой стороны, начинающим придётся выполнять несколько повторений, в зависимости от их умения и продолжительности занятия.
Осознание
В зависимости от выполняемой стадии, необходимо в максимальной степени поддерживать осознание пламени свечи, движения потока дыхания и возникающего звука.
Цитата:
Тратака
Здоровье. Тратака
Эта практика традиционно рассматривается как элемент хатха-йоги. Но поскольку по своей технике она больше похожа на мудру, то может рассматриваться также и как часть раджа-йоги.
Это мощное упражнение может быть определено как сосредоточение взгляда на одной точке (слово «тратака» означает «пристально созерцать»).
При систематической практике это упражнение чрезвычайно развивает способность к концентрации. В результате этого происходит пробуждение скрытых способностей, имеющихся в каждом из нас. И хотя существует множество других способов, описываемый ниже является самым простым и общедоступным.
Техника выполнения:
Примите удобную позу (предпочтительно асану для медитации) в темной комнате. Поставьте перед собой на уровне глаз зажженную свечу на расстоянии 1-2 футов (30-60 см) от лица. Выпрямите спину, расслабьтесь и закройте глаза. Ощущайте только свое тело. Приняв удобное положение, постарайтесь в дальнейшем не шевелиться в течение всего упражнения.
Когда вы будете готовы, откройте глаза и сфокусируйте взгляд на ярком пятне пламени (на самом кончике фитиля). Со временем вы сможете смотреть на пламя не отводя глаз и не мигая в течение нескольких минут. Продолжайте смотреть на пламя с предельной концентрацией. Все ваше сознание должно быть полностью сосредоточено в глазах, в то время как восприятие остального тела должно раствориться.
Взгляд должен быть сосредоточен на одной точке. Когда глаза устанут или начнут слезиться, закройте их и расслабьтесь. Не двигайтесь. Сохраняйте перед закрытыми глазами образ пламени. Каждый из нас, посмотрев на солнце (или на источник яркого света) и закрыв на некоторое время глаза, сохраняет его четкое изображение на сетчатке глаз. Точно так же произойдет и с пламенем свечи. Выполняйте тратаку на изображение пламени свечи, удерживая его непосредственно перед междубровьем или чуть выше. Как только изображение начнет пропадать, откройте глаза и вновь сконцентрируйтесь на пламени свечи.
Варианты:
Объектами тратаки могут быть: небольшое пятнышко (кружочек на стене), полная луна, тень, стеклянный шар, кончик носа, вода, темнота, пустота (см. «Бхучари-мудра»), эмблема Шивы, источник неяркого света и многие другие предметы.
Люди, имеющие личное божество или гуру, могут практиковать тратаку на изображения последних, пытаясь при этом почувствовать их духовное присутствие. Объектом тратаки также может быть восходящее солнце, собственное отражение в зеркале или глаза другого человека.
Однако практиковать тратаку, используя в качестве объекта все вышеперечисленное, можно только под руководством инструктора.
Существует две разновидности тратаки: бахиранга (внешняя) и антаранга (внутренняя). Все описанные выше методы являются разновидностями внешней тратаки (бахиранги).
Внутренняя тратака — это визуализация с помощью внутреннего зрения (например, собственной чакры или личного божества). Глаза в этом случае обычно закрыты. Если же они открыты, то внутренняя концентрация должна быть достаточно глубокой для того, чтобы ни один внешний объект не воспринимался.
Продолжительность: Обычно достаточно 15-20 минут.
В случае духовного совершенствования или исправления дефектов глаз длительность практики может быть увеличена. Страдающие бессонницей или умственным перенапряжением должны выполнять тратаку в течение 15 минут, перед отходом ко сну.
Время и последовательность: Наилучшее время для тратаки — период между 4 и 6 часами утра, после асан и пранаям. Но, разумеется, тратака может выполняться в любое время. Для достижения лучших результатов желудок во время практики должен быть пустым.
Предостережение: Простая форма тратаки (сосредоточение на пламени свечи) совершенно безопасна. Нужно только избегать излишнего перенапряжения глаз вначале. Способность пристально смотреть, не мигая при этом, разовьется со временем.
Польза практики: На физическом уровне тратака исправляет определенные дефекты глаз, например близорукость. На ментальном уровне она успокаивает нервную систему, устраняет бессонницу и расслабляет даже чрезвычайно беспокойный разум.
Поскольку глаза являются вратами разума, то, когда они сосредоточены и неподвижны, разум пребывает в таком же состоянии. Процесс мышления автоматически останавливается по мере углубления концентрации. Тратака представляет собой один из наиболее мощных методов управления буйным умом и его мыслями-волнами.
Цитата:
Тратака
На санскрите слово тратака означает "устойчивый пристальный взгляд". Тратака - это простая, но всё же мощная форма медитации, которая известна почти во всех религиозных системах и практиковалась в мистических школах древности. Христиане в течение веков практиковали тратаку на иконах, святых изображениях, на пламени свечи и религиозных символах. Суфии ставили точку в межбровье и с помощью зеркала также практиковали тратаку на этой точке. Шаманы и ''чёрные'' маги были также близко знакомы с этой техникой.
Традиционно тратака рассматривалась, как техника очищения хатха-йоги, но это может практиковаться как мудра, т.е. она является частью раджа-йоги. Те, кто страдает от нервных расстройств, беспокойства, бессонницы и других подобных проблем следует практиковать тратаку. Тот, кто близорук или имеет слабое зрение также желательно осуществлять тратаку регулярно.
Наряду с развитием концентрации и памяти тратака может привезти к берегам дхьяны. Тратака помогает каждому понять его ум, т.к. это метод взаимодействия высшего "я" и расширения сознания с высшей реальностью. С помощью тратаки мы можем очистить двери нашего восприятия и разбудить некоторые из наших психических качеств.
Тратака состоит из двух частей: внешней и внутренней. В тратаке объект помещается перед глазами. Практикующий смотрит пристально на этот объект, не моргая и не двигая глазами. Следует видеть только объект концентрации, и ваше сознание не должно отвлекаться от наблюдения этого объекта. Потребуется практика, чтобы овладеть этой техникой. Через некоторое время ученик разовьёт мощную концентрацию, также как и научится контролировать свои ментальные силы. Если практиковать внешнюю тратаку ежедневно, это поможет укрепить мышцы глаз и улучшит зрение в целом. Во многих эзотерических и оккультных учениях тантры открытые глаза используются также, чтобы достичь высшей стадии осознания. Это проявляется в крийя-йоге, когда ученик сохраняет открытыми глаза в течение первого часа практики и попадает в более глубокие пласты сознания в течение следующего этапа практики, когда он закрывает свои глаза.
Практикуя антар-тратаку или внутреннюю тратаку можно достичь осознания тонких сил внутри себя. Антар-тратака может практиковаться после внешней тратаки. Следует смотреть на внешний объект в течение некоторого времени, затем закрыть глаза и попытаться удержать ясный образ объекта в уме. Антар-тратака может практиковаться сама по себе как мощнейшее средство развития концентрации.
Тратака, как внутренняя так и внешняя, открывает дремлющие центры головного мозга. В то время как доминирующие области успокаиваются, области, которые обычно находятся в состоянии сна, имеют возможность выйти на уровень осознания.
Для практики тратаки желательно выбрать объект, который сможет помочь вашему уму ощутить мир и спокойствие. Вы можете выбрать следующие объекты: янтра или мандала, символ ОМ, цветок, изображение вашего учителя, удаяти или вашего ишта-девату, разноцветные листы бумаги, луну, звёзды или звезду, кристалл, ваш физический символ, отражение восходящего солнца в чистой воде, бескрайнее пространство спокойной чистой воды, темноту, шунья-пустота, ваш кончик носа, вашу тень, ваше зеркальное изображение, любой неметаллический твёрдый устойчивый объект и пламя свечи. Тратака на отражение восходящего солнца или тратака на вашей тени, на вашем отражение в зеркале и т.д. следует осуществлять под руководством вашего учителя.
Тратака со свечой, вероятно, лучший выбор, особенно для начинающих. Она действует как магнит для глаз и ума, и оставляет яркое чёткое пятно после образа, когда вы практикуете антар-тратаку.
Лучшее время для практики тратаки это раннее утро между тремя и пятью часами. Тратаку на кристалле следует осуществлять при приглушённом свете, а на листе бумаги при ярком свете. Первые медитации следует осуществлять в течение не более 20 минут. Сразу же после тратаки следует практиковать другие формы медитации. Вы достигните хороших результатов, потому что ваш ум будет находиться в спокойствии. Тем, кто страдает от бессонницы, следует практиковать тратаку, по крайней мере, 20 минут перед отходом ко сну. Очки необходимо снять перед практикой.
Те, кто имеет слабое зрение, должны быть особенно осторожны, чтобы не перенапрячь глаза. Когда слёзы появляются на глазах, их следует закрыть и оставаться в таком положении до тех пор, пока они не высохнут. Вначале следует практиковать только один цикл тратаки. По мере того, как глаза становятся сильнее, количество циклов может быть постепенно увеличено до пяти. Считается, что, практикуя тратаку на пламени свечи касторового масла, глаза могут вылечиться и зрение улучшиться.
Если вы используете для тратаки светящиеся объекты, такие как пламя свечи или отражение солнца в воде, то тогда вам не следует делать цикл этой практики более двух месяцев. Свет может создавать постоянное отражение на сетчатке, что может принести вред.
Как работает тратака
Во время тратаки отражение объекта падает на сетчатку на обратной стороне глаза и в свою очередь переносится в мозг с помощью оптического нерва. В обычных условиях образ на сетчатке постоянно изменяется, и нервные импульсы постоянно передаются в мозг. Этот постоянный поток стимулирует мозг, приводя к тому, что сенсорные области посылают импульсы в моторные области. Физическое тело становится беспокойным, возникает чувство боли и зуда в связи с тем, что сигналы из мозга, посылаемые в тело, не получают ответа. Практикуя тратаку, мы учимся ограничивать мозговую активность и, таким образом, достигаем контроля над импульсами, которые передаются к телу. Это в свою очередь помогает сохранить энергию для достижения более серьёзных целей.
Получая, отбирая и распределяя тысячи миллионов нервных импульсов каждую секунду, мозг находится в постоянной активности. Даже во время сна наш мозг продолжает записывать различные сенсорные импульсы, хотя мы не осознаём их. Частичное или полное ограничение обработки сигналов головным мозгом, которое происходит во время короткого периода тратаки, является чрезвычайно мощной формой отдыха.
Практикуя внутреннюю тратаку, пристально отслеживая наши внутренние процессы, мы научаемся воспринимать наш внутренний мир. Используя внешнюю тратаку, мы можем смотреть вовне и, в то же время, сохранять осознание наших внутренних процессов. Это помогает сгармонизировать пранические нади иду и пингалу, открывающие серединный путь сушумну- дверь в высшее осознание.
Техника
Тратака и антар-тратака
Установите свечу на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки перед собой.
Зажгите свечу и сядьте в удобную для вас позу.
Вам следует сидеть таким образом перед свечой в течение всей медитации так, чтобы вы её хорошо видели.
Закройте глаза и охватите вниманием всё ваше тело.
Ваше тело должно быть абсолютно спокойным и не должно быть никаких физических движений во время всей практики.
Когда ваше тело полностью успокоится, прочтите мантру ОМ вслух 7 раз и прочувствуйте вибрацию этой мантры, проходящую волной через всё ваше тело и мозг.
Сейчас откройте глаза и смотрите пристально на фитиль свечи. Ваши глаза должны сосредоточиться на кончике фитиля. Глаза должны быть широко открыты и зрачки не должны двигаться. Попытайтесь сознательно расслаблять мышцы глаз.
Полностью концентрируйтесь на свече. Всё ваше осознание должно быть сконцентрировано в глазах до такой степени, что осознание остальной части тела должно отсутствовать. Если ваше внимание отвлеклось, очень мягко верните его назад.
Мы должны попытаться не моргать и не закрывать глаза.
Смотрите пристально на свечу в течение трёх минут до тех пор, пока ваши глаза не начнут слезиться. Затем закройте глаза и расслабьтесь. Не двигайтесь и осознавайте послеобраз пламени.
Послеобраз будет, скорее всего, двигаться вверх и вниз или из стороны в сторону, вы должны попытаться сохранить его неподвижным в центре между бровями.
Когда образ начнёт бледнеть, откройте ваши глаза и сконцентрируйте их на внешнем пламени снова.
В течение трёх минут попытайтесь фокусировать ваше сознание на кончике фитиля, не моргая и не двигая вашими глазами.
Затем закройте глаза снова и сконцентрируйтесь на послеобразе.
Заметьте, что цвет вокруг пламени свечи будет изменяться.
Попытайтесь сохранить образ неподвижным на уровне центра межбровья. Наблюдайте за любыми переживаниями и отслеживайте деятельность вашего ума.
Не позволяйте вашему вниманию отвлекаться, просто отслеживайте его поведение. Продолжайте внешнюю и внутреннюю тратаку, делайте это столько раз, сколько есть у вас времени, но не перенапрягайте глаза.
Сейчас повторите мантру ОМ 7 раз, сохраняйте глаза закрытыми в течение короткого промежутка времени и снова просто отслеживайте ваш ум. Без включения отслеживайте деятельность вашего ума.
Затем откройте ваши глаза и погасите свечу.
Постепенно вам необходимо увеличивать количество циклов от пяти, которые будут занимать 20 минут, до 30 минут за всё время практики. Более опытный ученик может соединить джапу с его практикой тратаки.
Антар-тратака
Начинающий не способен преуспеть в этой технике. Она требует очень успокоенного ума и тела. Вместо концентрации на внешнем объекте, ваше внимание должно быть зафиксировано на внутреннем объекте или точке.
Сидя в медитативной позе с закрытыми глазами, практикуйте кайа стхарьям, общую физическую успокоенность. Расслабьте каждую мышцу, каждую часть вашего тела и развивайте равномерное осознание всего вашего физического тела. Кайа стхарьям является мощным средством успокоения вашего ума.
Осознавайте ваше дыхание, отслеживайте каждый вдох и каждый выдох.
Сейчас повторите мантру ОМ 7 раз громко и ясно.
Перенесите ваше сознание в точку межбровья бхрумадхья (bhrumadhya). Если вы затрудняетесь найти её, возьмите ваш средний палец и приложите его к центру между бровей. Держите его в течение нескольких секунд, и затем уберите палец.
Сконцентрируйтесь на этой точке, попытайтесь увидеть маленькую светящуюся звезду или ваш физический символ там. Если вы не можете увидеть звезду, то попытайтесь её представить. Возможно, она появится только на несколько секунд, и затем исчезнет. Это не важно.
Продолжайте наблюдать эту звезду, светящуюся из неопределённой темноты. Пытайтесь сохранить этот образ ясным и спокойным.
А сейчас позвольте этой звезде померкнуть в темноте и повторите мантру ОМ 7 раз.
Осознавайте внешние звуки, осознайте всё ваше тело и то, что его окружает.
А сейчас медленно откройте глаза и расслабьтесь.
Если вы способны видеть звезду абсолютно чётко, вы разовьёте новый вид видения, вы как бы разбудите внутренний третий глаз- символ космического сознания.
В этих цитатах ничего не сказано о правилах техники безопасности.
Они есть. Если их не соблюдать, то возможно сильное повреждение глаз!
Их вроде бы всего три.
1. Не должно быть сквозняков! Пламя свечи должно стоять вертикально и неподвижно. Обычно для этого достаточно закрыть все двери в доме.
2. Смотреть на свечу с закрытыми глазами нужно не меньше, чем до того смотрели с открытыми.
3. За сутки, время созерцания свечи с открытыми глазами, не должно превышать одного часа.
На счёт 3-го правила не уверен.
почти ничего не сказано о разнице между фокусом внимания и фокусом взгляда.
а внимание может переключаться на внутренние процессы (тот же внутренний диалог) и "уходить" от пламени свечи далеко и надолго. получается - смотришь в книгу (на свечу), а видишь - фиг знает что.
я отрабатывал удержание внимания так: на вдохе про себя говорил "внимание", на выдохе "огонь". Со временем это переходит на автопилот и внимание начинает "гулять", потом я добавил проверку в виде занавания вопрос "а где мое внимание сейчас?" - но когда внимание ускользает, то вопрос ускользает вместе с ним. Со временем появляется способность осознания того, где находится фокус внимание и реальный контроль над ним - у меня пока только на относительно короткое время.
второй момент - возможно применять эту технику "наоборот" - расфокусировать зрение и держать плямя в периыерийном зрении, но сделать ее фокусом внимания. Это хороший переходной этап между наблюдением за образом внешним и внутренним...
ну и третий - удерживать внимание на внутреннем образе и быть в гуще жизни, а не в темной комнате... тогда внимание раздвояется и удерживать его получается через некое ощущение статуса обхекта во внутреннем пространстве...
PeteR, отец родоной, чего вы мне всякую всячину пробовать советуете? Я ведь один, а всячины много. К тому же кроме личного опыта ведь и знания существуют и вот они как раз для того и нужны, чтобы эксперименты над собой не ставить.
Так что будет определение "функционала восприятия"? Или не уго на фиг
Клок шерсти, с большим удовольствием с Вами пообщаюсь...когда до Вас дойдет одна вещь - определения относятся к определенным моделям. Поэтому знание Вами моего определения может только добавить геморою в Ваши тексты (основанные на Вашем понимании того, чи такое функционал, чи такое восприятие, чи такое интуиция, и как это все (и многое другое) связано между собой).
...или задайте правильный вопрос
Не, не PeteR слезайте с пьедестала ибо осведомлен и даже более, знаю как на этом форуме любят говорить разные слова.
Итак в модели чего существует "функционал восприятия"?
А для досижения какой цели применяется эта техника?
Техника усиливает концентрацию внимания, обучает средоточению, успокаивает ввиду смотрения на огонь, очищает глаза, пробуждает интуитивное знание, активизируя гипофиз и много другого положительного.
У меня лично от после практикования етой техники, начали болетъ глаза. Болят до сих пор, хроникой стали. Назад не восстанавливается. В школе " учитель" о технике безопасности и не заикался. Муж меня предупреждал, что глаза могут начать болеть, но если дескатъ ето преодолетъ, то потом все восстанавливается. я решила сохранитъ зрение и бросила делатъ технику. к етому времени его сестра уже год сидела взаперти дома, вычеркнутая из жизни. я тогда тоже легко съедала объяснялки о ее грязной карме и пр. бреде.
Sorry, если кого обидела.
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)