Сайт Лотоса » на главную страницу
домойFacebookTwitter

Форумы Лотоса



Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано
Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.

В метро

На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След. 

| Еще
Автор Сообщение
Pink Floyd
Активный участник
Сообщения: 13799
Темы: 44

Профиль ЛС

Карма: +331/–21

Вот, блин: зашёл на первую страницу, а эта тема - "В метро".
И сразу меня "начало хотеть" поделиться со Streamlineом небольшим рассказиком Кортасара. Нет, не о фамах и хронопах. О метро.
Цитата:
То, о чем я сейчас пишу, для других могло стать рулеткой или
тотализатором, но не деньги мне были нужны. Я вдруг почувствовал -- или
решил, -- что темное окно метро может дать мне ответ и помочь найти счастье
именно здесь, под землей, где особенно остро ощущается жесточайшее
разобщение людей, а время рассекается короткими перегонами и его отрезки --
вместе с каждой станцией -- остаются позади, во тьме тоннеля. Я говорю о
разобщенности, чтобы лучше понять (а мне довелось многое понять с тех пор,
как я начал свою игру), на чем была основана моя надежда на совпадение,
вероятно, зародившаяся, когда я глядел на отражения в оконном стекле вагона,
-- надежда покончить с разобщенностью, о которой люди, кажется, и не
догадываются. Впрочем, кто знает, о чем думают в этой толкотне люди,
входящие и выходящие на остановках, о чем, кроме того, чтобы скорее доехать,
думают эти люди, входящие тут или там, чтобы выйти там или тут, люди
совпадают, оказываются вместе в пределах вагона, где все заранее
предопределено, хотя никто не знает, выйдем ли мы вместе, или я выйду раньше
того длинного мужчины со свертками, и поедет ли та старуха в зеленом до
конечной остановки или нет, выйдут ли эти ребятишки сейчас... Да, наверное,
выйдут, потому что ухватились за свои ранцы и линейки и пробираются, хохоча
и толкаясь, к дверям, а вон в том углу какая-то девушка расположилась,
видимо, надолго, на несколько остановок, заняв освободившееся место, а эта,
другая, пока остается загадкой.
Да, Ана тоже оставалась загадкой. Она сидела очень прямо, чуть касаясь
спинки скамьи у самого окна, и была уже в вагоне, когда я вошел на станции
"Этьен Марсель", а негр, сидевший напротив нее, как раз встал, освободив
место, на которое никто не покушался, и я смог, бормоча извинения,
протиснуться меж коленей двух сидевших с краю пассажиров и сесть напротив
Аны. Тотчас же -- ибо я спустился в метро, чтобы еще раз сыграть в сою игру,
-- я отыскал в окне отражение профиля Маргрит и нашел, что она очень мила,
что мне нравятся ее черные волосы, эта прядь, косым крылом прикрывающая лоб.
Нет, имена -- Маргрит и Ана -- не были придуманы позже и служат сейчас,
когда я делаю эту запись в блокноте, чтоб отличить одну от другой: имена,
как того требовали правила игры, возникли сразу, без всякой прикидки.
Скажем, отражение той девушки в окне могло зваться только Маргрит, и никак
иначе, и только Аной могла называться девушка, сидевшая напротив меня и на
меня не смотревшая, а устремившая невидящий взор на это временное скопище
людей, где каждый притворяется, что смотрит куда-то в сторону, только, упаси
Бог, не на ближнего своего. Разве лишь дети прямо и открыто глядят вам в
глаза, пока их тоже не научат смотреть мимо, смотреть не видя, с этаким
гражданственным игнорированием любого соседа, любых интимных контактов;
когда всяк съеживается в собственном мыльном пузыре, заключает себя в
скобки, заботливо отгораживаясь миллиметровой воздушной прокладкой от чужих
локтей или углубившись в книжку либо в "Франс Суар", а чаще всего, как Ана,
устремив взгляд в пустоту, в эту идиотскую "ничейную зону", которая
находится между моим лицом и лицом мужчины, вперившего взгляд в "Фигаро". И
именно поэтому Маргрит (а если я правильно угадал, то в один прекрасный
момент и Ана) должна была бросить рассеянный взгляд в окно, Маргрит должна
увидеть мое отражение, и наши взгляды скрестятся за стеклом, на которое тьма
тоннеля наложила тончайший слой ртути, набросила черный колышущийся бархат.
В этом эфемерном зеркале лица обретают какую-то иную жизнь, перестают быть
отвратительными гипсовыми масками, сотворенными казенным светом вагонных
ламп, и -- ты не посмела бы отрицать этого, Маргрит, -- могут открыто и
честно глядеть друг на друга, ибо на какую-то долю минуты наши взгляды
освобождаются от самоконтроля. Там, за стеклом, я не был мужчиной, который
сидел напротив Аны и на которого Ана не смогла открыто смотреть в вагоне
метро, но, впрочем, Ана и не смотрела на мое отражение -- смотрела Маргрит,
а Ана тотчас отвела взор от мужчины, сидевшего напротив нее, -- нехорошо
смотреть на мужчину в метро, -- повернула голову к оконному стеклу и тут
увидела мое отражение, которое ждало этого момента, чтобы чуть-чуть
раздвинуть губы в улыбке -- вовсе не нахальной и не вызывающей, -- когда
взгляд Маргрит камнем упал на мой. Все это длилось мгновение или чуть
больше, но я успел уловить, что Маргрит заметила мою улыбку, и что Ана была
явно шокирована, хотя она всего лишь опустила голову и сделала вид, будто
проверяет замок на своей сумке из красной кожи. Право, мне захотелось еще
раз улыбнуться, хотя Маргрит больше не смотрела на меня, так как Ана
перехватила и осудила мою улыбку. И поэтому уже не было необходимости, чтобы
Ана или Маргрит смотрели на меня, -- впрочем, они занялись детальным
изучением замка на красной сумке Аны.
Как это и прежде бывало, во времена Паулы (во времена Офелии) и всех
тех, кто с видимым интересом рассматривал замок на сумке, пуговицу или сгиб
журнальной страницы, во мне снова разверзлась бездна, где клубком скрутились
страх и надежда, схватились насмерть, как пауки в банке, а время стало
отсчитываться частыми ударами сердца, совпадать с пульсом игры, и теперь
каждая станция метро означала новый, неведомый поворот в моей жизни, ибо
такова была игра. Взгляд Маргрит и моя улыбка, мгновенное отступление Аны,
занявшейся замком своей сумки, были торжественным открытием церемонии,
которая вопреки всем законам разума предпочитала иной раз самые дикие
несоответствия нелепым целям обыденной причинности.
Условия игры не были сложными, однако сама игра походила на сражение
вслепую, на беспомощное барахтанье в вязком болоте, где всюду, куда ни
глянь, перед вами вырастает раскидистое дерево судьбы неисповедимой.
Мондрианово дерево парижского метрополитена с его красными, желтыми, синими
и черными ветвями запечатлело обширное, однако ограниченное число
сообщающихся станций. Это дерево живет двадцать из каждых двадцати четырех
часов, наполняется бурлящим соком, капли которого устремляются в
определенные ответвления: одни выкатываются на "Шателе", другие входят на
"Вожирар", третьи делают пересадку на "Одеоне", чтобы следовать в "Ла
Мотт-Пике", -- сотни, тысячи. А кто знает, сколько вариантов пересадок и
переходов закодировано и запрограммировано для всех этих живых частиц,
внедряющихся в чрево города там и выскакивающих тут, рассыпающихся по
Галереям Лафайет, чтобы запастись либо пачкой бумажных салфеток, либо парой
лампочек на третьем этаже магазина близ улицы Гей-Люссака.
Мои правила игры были удивительно просты, прекрасны, безрассудны и
деспотичны. Если мне нравилась женщина, сидевшая напротив меня у окна, если
ее изображение в окне встречалось глазами с моим изображением в окне, если
улыбка моего изображения в окне смущала, или радовала, или злила изображение
женщины в окне, если Маргрит увидела мою улыбку и Ана тут же опустила голову
и стала усердно разглядывать замок своей красной сумки, значит игра началась
независимо от того, как встречена улыбка -- с раздражением, удовольствием
или видимым равнодушием. Первая часть церемонии на этом завершалась: улыбка
замечена той, для которой она предназначена, а затем начиналось сражение на
дне бездны, тревожное колебание -- от станции до станции -- маятника
надежды.
Я думаю о том, как начинался тот день; тогда в игру вступила Маргрит (и
Ана), неделей же раньше -- Паула (и Офелия): рыжеволосая девушка вышла на
одной из самых каверзных станций, на "Монпарнас-Бьенвеню", которая, подобно
зловонной многоголовой гидре, не оставляла почти никакого шанса на удачу. Я
сделал ставку на переход к линии "Порт-де-Вавен" и тут же, у первой
подземной развилки, понял, что Паула (что Офелия) направится к переходу на
станцию "Мэрия Исси". Ничего не поделаешь, оставалось только взглянуть на
нее в последний раз на перекрестке коридоров, увидеть, как она исчезает, как
ее заглатывает лестница, ведущая вниз. Таково было условие игры: улыбка,
замеченная в окне вагона давала право следовать за женщиной и почти
безнадежно надеяться на то, что ее маршрут в метро совпадет с моим,
выбранным еще до спуска под землю; а потом -- так было всегда, вплоть до
сегодняшнего дня -- смотреть, как она исчезает в другом проходе, и не сметь
идти за ней, возвращаться с тяжелым сердцем в наземный мир, забиваться в
какое-нибудь кафе и опять жить как живется, пока мало-помалу через часы, дни
или недели снова не одолеет охота попытать счастья и потешить себя надеждой,
что все совпадет -- женщина и отражение в стекле, радостно встреченная или
отвергнутая улыбка, направление поездов, -- и тогда наконец, да, наконец с
полным правом можно будет приблизиться и сказать ей первые, трудные слова,
пробивающие толпу застоявшегося времени, ворох копошащихся в бездне пауков.
Когда мы подъехали к станции "Сен-Сюльпис", кто-то рядом со мной
направился к выходу. Сосед Аны тоже вышел, и она сидела теперь одна напротив
меня и уже не разглядывала свою сумку, а, рассеяно скользнув взглядом по
моей фигуре, остановила глаза на картинках, рекламирующих горячие
минеральные источники и облепивших все четыре угла вагона. Маргрит не
поворачивала головы к окну, чтобы увидеть меня, но это как раз и говорило о
возникшем контакте, о его неслышной пульсации. Ана же была, наверное,
слишком робка, или ей просто казалось глупым глядеть на отражение лица,
которое расточает улыбки Маргрит. Станция "Сен-Сюльпис" имела для меня очень
важное значение, потому что до конечной "Порт-д'Орлеан" оставалось восемь
остановок, лишь на трех из них были пересадки, и, значит только в случае
если Ана выйдет на одной из этих трех, у меня появится шанс на возможное
совпадение. Когда поезд стал притормаживать перед "Сен-Пласид", я замер,
глядя в окно на Маргрит, надеясь встретиться с ней взглядом, а глаза Аны в
эту минуту неторопливо блуждали по вагону, словно она была убеждена, что
Маргрит больше не взглянет на меня и потому нечего больше и думать об этом
отражении лица, которое ждало Маргрит, чтобы улыбнуться только ей.
Она не сошла на "Сен-Пласид", я знал об этом еще до того, как поезд
начал тормозить, ибо собирающиеся выйти пассажиры обычно проявляют
суетливость, особенно женщины, которые нервно ощупывают свертки, запахивают
пальто или, перед тем как встать, оглядывают проход, чтобы не наткнуться на
чужие колени, когда внезапное снижение скорости превращает человеческое тело
в неуправляемый предмет. Ана равнодушно взирала на станционные рекламы, лицо
Маргрит было смыто с окна светом наружных ламп, и я не мог знать, взглянула
она на меня ил --нет, да и мое отражение тонуло в наплывах неоновых огней и
рекламных афиш, а потом в мелькании входящих и выходящих людей. Если бы Ана
вышла на "Монпарнас-Бьенвеню", мои шансы стали бы минимальны. Как тут не
вспомнить о Пауле (об Офелии) -- ведь скрещение четырех линий на этой
станции сводило почти к нулю возможность угадать ее выбор. И все же в день
Паулы (Офелии) я до абсурда был уверен, что наши пути совпадут, и до
последнего момента шел в трех метрах позади этой неторопливой девушки с
длинными рыжими волосами, словно припорошенными сухой хвоей, и, когда она
свернула в переход направо, голова моя дернулась, как от удара в челюсть.
Нет, я не хотел, чтобы теперь то же произошло на "Монпарнас-Бьенвеню", и
незачем было вспоминать о Пауле (об Офелии), прислушиваться к тому, как
пауки в бездне начинают душить робкую надежду на то, что Ана (что
Маргрит)... Но разве кто-нибудь откажется от наивных самоутешений, которые
помогают нам жить? Я тут же сказал себе, что, возможно, Ана (возможно,
Маргрит) выйдет не на "Монпарнас-Бьенвеню", а на какой-нибудь другой, еще
остающейся станции; что, может быть, она не пойдет в тот переход, который
для меня закрыт; что Ана (что Маргрит) не выйдет на "Монпарнас-Бьенвеню" (не
вышла), не выйдет на "Вавен" -- и она действительно не вышла! -- что, может
быть, выйдет на "Распай", на этой первой из двух последних возможных
станций... А когда она и тут не вышла, я уже знал, что остается только одна
станция, где я мог дальше следовать за ней, ибо три последующие переходов не
имели и в счет не шли. Я снова стал искать взглядом Маргрит в стекле окна,
стал звать ее из безмолвного и окаменевшего мира, откуда должен был долететь
до нее мой призыв о помощи, докатиться прибоем. Я улыбнулся ей, и Ана не
могла этого не видеть, а Маргрит не могла этого не чувствовать, хотя и
смотрела на мое отражение, по которому хлестали светом лампы тоннеля перед
станцией "Данфер-Рошро". Первый ли толчок тормозов заставил вздрогнуть
красную сумку на коленях Аны, или всего лишь чувство досады взметнуло ее
руку, откинувшую со лба черную прядь? Я не знал, но в эти считанные секунды,
пока поезд замирал у платформы, пауки особенно жестоко бередили мое нутро,
предвещая новое поражение. Когда Ана легким и гибким движением выпрямила
свое тело, когда я увидел ее спину среди пассажиров, я, кажется, продолжал
бессмысленно оглядываться, ища лицо Маргрит в стекле, ослепшем от света и
мельканий. Затем встал, словно не сознавая, что делаю, и выскочил из вагона
и устремился покорной тенью за той, что шла по платформе, пока вдруг не
очнулся от мысли, что сейчас мне предстоит последнее испытание, будет сделан
выбор, окончательный и бесповоротный.
Понятно, что Ана (Маргрит) либо пойдет своим обычным путем, либо
свернет, куда ей вздумается, я же, еще входя в вагон, твердо знал: если
кто-нибудь окажется в игре и выйдет на "Данфер-Рошро", в мою комбинацию
будет включен переход на линию "Насьон-Этуал". Равным образом, если бы Ана
(если бы Маргрит) вышла на "Шателе", я имел бы право следовать за ней лишь
по переходу к "Венсен-Нейи". На этом, решающем, этапе игра была бы
проиграна, если бы Ана (если бы Маргрит) направилась к линии "Де Ско" или к
выходу на улицу. Все должно было решиться моментально, ибо на станции
"Данфер-Рошро" нет вопреки обыкновению бесчисленных коридоров и лестницы
быстро доставляют человека к месту назначения или -- коль скоро речь идет о
моей игре с судьбой -- к месту предназначения. Я видел, как она скользит в
толпе, как равномерно покачивается красная сумка -- будто игрушечный
маятник, -- как она вертит головой в поисках табличек-указателей и, секунду
поколебавшись, сворачивает налево. Но слева был выход прямо на улицу...
Я не знаю, как это выразить: пауки буквально раздирали мне нутро, но я
честно вел себя в первую минуту и продолжал идти за ней просто так,
машинально, чтобы потом покориться неизбежности и сказать там, наверху: что
ж, ступай своей дорогой. Но вдруг, на середине лестницы я понял, что нет,
что, наверное, единственный способ убить пауков -- это преступить закон,
нарушить правила хотя бы один раз. Пауки, было впившиеся в мой желудок в ту
минуту, когда Ана (когда Маргрит) пошла вверх по запретной лестнице, сразу
притихли, и весь я внезапно обмяк, по телу разлилась усталость, хотя ноги
продолжали автоматически преодолевать ступеньку за ступенькой. Все мысли
улетучились, кроме одной: я все еще вижу ее, вижу, как красная сумка,
приплясывая, устремляется наверх к улице, как черные волосы ритмично
подрагивают в такт шагам. Уже стемнело, порывистый холодный ветер бросал в
лицо снег с дождем; я знаю, что Ана (что Маргрит) не испугалась, когда я
поравнялся с ней и сказал: "Не может быть, чтобы мы так и разошлись, не
успев встретиться".
Позже, в кафе, уже только Ана, ибо образ Маргрит поблек перед
реальностью чинзано и сказанных слов, призналась мне, что ничего не
понимает, что ее зовут Мари-Клод, что моя улыбка в окне вагона ее смутила,
что она было хотела встать и пересесть на другое место, что потом не слышала
моих шагов за своей спиной и что на улице -- вопреки здравому смыслу --
совсем не испугалась. Так говорила она, глядя мне в глаза, потягивая
чинзано, улыбаясь без всякого смущения, вовсе не стыдясь того, что не
где-нибудь, а на улице и почти без колебаний приняла мое неожиданное
приглашение пойти в кафе. В минуты этого счастья, освежавшего брызгами
прибоя, ласкавшего тополиным пухом, я не мог рассказать ей о том, что она
сочла бы за манию или безумство, что, собственно, и было безумством, если на
это взглянуть иными глазами, с иного берега жизни. Я говорил ей о ее
непослушной пряди и ее красной сумке, о ее пристрастии к рекламам горячих
источников, о том, что улыбался я ей не потому, что я скучающий неудачник
или донжуан; я желал подарить ей цветок, дать знак, что она мне нравится,
что мне хорошо, что хорошо ехать вместе с ней, что хорошо еще сигарету, еще
рюмку...
Ни одной секунды мы не фальшивили, вели разговор как старые знакомые, и
как будто все так и надо, и смотрели друг на друга без чувства неловкости. Я
думаю, что Маргрит тоже не испытывала бы ложного стыда, как и Мари-Клод,
если бы ответила на мою улыбку в окне вагона, если бы так много не
размышляла об условностях, о том, что нельзя отвечать, когда с тобой
заговаривают на лице и хотят угостить конфетами и пригласить в кино... А
Мари-Клод тем временем уже отбросила всякую мысль о моей улыбке "только для
Маргрит"; Мари-Клод и на улице, и в кафе даже полагала, что это была хорошая
улыбка, и что незнакомец в метро улыбался Маргрит вовсе не для того, чтобы
закинуть удочку в другой садок, и что моя нелепая манера знакомиться была
единственно справедливой и разумной и вполне позволяла ответить "да", да,
можно вместе выпить рюмочку и поболтать в кафе.
Не помню, что я рассказывал о себе, вероятно все, кроме своей игры, а
значит, не так-то много. В один прекрасный миг мы вместе рассмеялись, кто-то
из нас первым пошутил, а потом оказалось, что нам нравятся одни и те же
сигареты и Катрин Денев. Она разрешила мне проводить ее до дверей дома,
протянула руку без всякого жеманства и дала согласие прийти в то же самое
кафе и в тот же самый час во вторник.
Я взял такси и поехал домой, впервые погрузившись в себя как в какую-то
неведомую и чужую страну, повторяя себе, что "да", что Мари-Клод, что
"Данфер-Рошро", и плотно смыкал веки, чтобы дольше видеть ее черные волосы,
забавное покачивание головой при разговоре, улыбку. Мы никогда не опаздывали
и подробно обсуждали фильмы, говорили о своей работе, выясняли причины
некоторых наших идейных расхождений. Она продолжала вести себя так, словно
каким-то чудесным образом ее вполне устраивает это наше общение -- без
лишних объяснений, без лишних расспросов, и, кажется, ей даже в голову не
приходило, что какой-нибудь пошляк мог бы принять ее за потаскушку или за
дурочку; устраивает и то, что я не пытался сесть с ней в кафе на один
диванчик, что, пока мы шли по улице Фруадево, ни разу не положил ей руку на
плечи, избегая этого первого интимного жеста и зная, что она, в общем, живет
одна -- младшая сестра не слишком часто бывала в ее квартире на четвертом
этаже, -- не просил позволения подняться к ней.
Увы, она и не подозревала, что существуют пауки. Во время наших трех
или четырех встреч они не терзали меня, затаившись в бездне, ожидая дня,
когда я одумаюсь, будто бы я уже не думал обо всем, но были вторники, было
кафе и была радость, что Мари-Клод уже там или что вот-вот распахнется дверь
и влетит это темноволосое упрямое создание, которое, нимало о том не ведая,
боролось против вновь проснувшихся пауков, против нарушения правил игры,
защищаясь от них легким прикосновением руки, непокорной прядью, то и дело
падавшей на лоб. В какой-то момент она, казалось, что-то поняла, умолкла и
выжидательно смотрела на меня, очевидно заметив, какие я прилагаю усилия,
чтобы продлить передышку, чтобы придержать пауков, снова начинающих
орудовать, несмотря на Мари-Клод, против Мари-Клод, которая все-таки ничего
не понимала, сидела и молчала в ожидании. Нет -- наполнять рюмки, и курить,
и болтать с ней, до последнего отстаивая междуцарствие без пауков,
расспрашивать ее о жизни, о повседневных хлопотах, о сестре-студентке и
немудреных радостях и так желать эту черную прядь, прикрывавшую ей лоб,
желать ее самое как конца, как действительно последнюю остановку на
последних метрах жизни, но была бездна, была расщелина между моим стулом и
этим диванчиком, где мы могли бы поцеловаться, где мои губы впервые
прикоснулись бы к аромату Мари-Клод, прежде чем мы пошли бы, обнявшись, к ее
дому, поднялись бы по лестнице и избавились от одежд и ожиданий.
И я ей обо всем рассказал. Как сейчас помню: кладбищенская стена и
Мари-Клод, прислонившаяся к ней, а я говорю, говорю, зарыв лицо в горячий
мех ее пальто, и вовсе не уверен, что мой голос, мои слова доходят до нее,
что она может их понять. Я сказал ей обо всем, о всех подробностях игры, о
ничтожных шансах на счастье, исчезавших вместе со столькими Паулами
(столькими Офелиями), которые всегда избирали другой путь; о пауках, которые
в конце концов возвращались. Мари-Клод заплакала, я чувствовал, как она
дрожит, хотя словно еще пытается защитить меня, подставить плечо,
прислонившись к стене мертвых. Она ни о чем меня не спросила, не захотела
узнать ни "почему", ни "с каких пор", ей в голову не приходило уничтожить
раз и навсегда заведенный механизм, работающий против нее самой, против
города и его табу. Только тихое всхлипывание, похожее на стоны маленького
раненого зверька, звучало бессильным протестом против триумфа игры, против
дикой пляски пауков в бездне.
В подъезде ее дома я сказал ей, что еще не все потеряно, что от нас
обоих зависит, состоится ли наша "настоящая" встреча; теперь и она знает
правила игры, и они упрощаются уже потому, что отныне мы будем искать только
друг друга. Она сказала, что попросит две недели в счет отпуска и будет
брать с собою в метро книгу, и тогда сырое, враждебное время в этом
подземном мире пролетит быстрее; что станет придумывать самые разные
комбинации и ждать меня, читая книги или разглядывая афиши. Мы не хотели
думать о несбыточности, о том, что, если и встретимся в одном вагоне, это
еще ничего не значит, что на сей раз нельзя допускать ни малейшего
самообмана. Я попросил, чтобы она ничуть не волновалась, спокойно ездила в
метро и не плакала эти две недели, пока я буду ее искать. Без слов она
поняла, что, если этот срок истечет и мы не увидимся или увидимся, но
коридоры уведут нас в разные стороны, уже не имеет смысла возвращаться в
кафе или ждать друг друга возле подъезда ее дома.
У подножия лестницы, которую желтый свет лампочек протягивал ввысь, до
самого окна той воображаемой Мари-Клод, что спала в своей квартире, в своей
постели, раскинувшись во сне, я поцеловал ее волосы и медленно отпустил ее
теплые руки. Она не искала моих губ, мягко отстранилась от меня и,
повернувшись ко мне спиной, пошла вверх по лестнице, по одной из тех многих
лестниц, которые уводили их от меня, не давая идти им вослед.
Я вернулся домой пешком, без пауков, опустошенный, но словно бы омытый
новой надеждой. Теперь пауки мне были не страшны, игра начиналась заново,
как не один раз прежде, но отныне с одной только Мари-Клод. В понедельник я
спустился на станцию "Куронн" ранним утром и поднялся на "Макс-Дормуа"
поздним вечером, во вторник вошел на "Кримэ", в среду на "Филип-Огюст",
точно соблюдая правила, выбирая линии с пятнадцатью станциями, четыре из
которых имели пересадку; на первой из них я должен был выбрать
"Севр-Монрей", хотя Мари-Клод, наверное, выходила поблизости от своего дома,
на "Данфер-Рошро" или на "Корвизар", возможно делая пересадку на станции
"Пастер", чтобы ехать затем к "Фальгиер". Снова и снова мондриановское
дерево раскидывало свои безжизненные ветви, случай сплетал красные, синие,
белые пунктирные искушения. Четверг, пятница, суббота. Стоять, стоять на
платформе, смотреть, как подходит поезд, семь или восемь вагонов, как они
замедляют ход, бежать в хвост поезда и втискиваться в последний вагон, но
там нет Мари-Клод; выходить на следующей станции и ждать следующего поезда,
проезжать остановку и переходить на другую линию, смотреть на скользящие
мимо вагоны -- без Мари-Клод; опять пропускать один-два поезда, садиться в
третий, следовать до конечной остановки, возвращаться на станцию, где можно
сделать пересадку, думать, что она может сесть только в четвертый поезд,
прекращать поиски и подниматься наверх, чтобы пообедать, а затем, сделав
одну-две затяжки горьким сигаретным дымом, снова возвращаться вниз, садиться
на скамью и ждать второго, пятого поезда. Понедельник, вторник, среда,
четверг -- без пауков, ибо я все еще надеюсь, ибо все сижу и жду на этой
скамейке, на станции "Шмен-Вер", с этим блокнотом, в котором рука пишет
только для того, чтобы изобрести какое-нибудь иное время, задержать шквал,
несущий меня к субботе, когда все, вероятно, будет кончено, когда я вернусь
домой один, а они опять проснутся и станут яростно терзать, колоть, кусать
меня, требуя возобновления игры, других Мари-Клод, других Паул, --
неизбежное повторение после каждого краха, раковый рецидив.
Но сегодня еще только четверг, станция "Шмен-Вер", наверху спускается
на землю ночь, еще немного можно потешить себя не такой уж абсурдной мыслью,
что во втором поезде в четвертом вагоне может оказаться Мари-Клод, она будет
сидеть у окна, вот она видит меня и выпрямляется с криком, которого никто не
может слышать, никто, кроме меня; крик мне в лицо -- и я прыгаю в
закрывающиеся двери, втискиваюсь в переполненный вагон, расталкиваю
огрызающихся пассажиров, бормочу извинения, которых никто не ждет и не
принимает, и, наконец, останавливаюсь у скамейки, занятой пакетами, зонтами
и ногами, а Мари-Клод в ее сером пальто у самого окна; черная прядь чуть
шевельнулась при резком рывке вагона, а руки, сложенные на коленях, едва
заметно вздрогнули в призыве, которому нет названия, который я сейчас
услышу, обязательно услышу. Не надо ни о чем говорить, да и невозможно
ничего сказать через эту непроницаемую стену отчужденных лиц и черных зонтов
между мной и Мари-Клод. Осталось три станции с пересадками. Мари-Клод должна
выбрать одну из них, пройти по платформе, направиться к одному из переходов
или к лестнице на улицу, и она ничего не знает об избранном мною пути, с
которого я на сей раз не сойду. Поезд подходит к станции "Бастилия", но
Мари-Клод сидит, люди входят и выходят, рядом с ней освобождается место, но
я не шевелюсь, я не могу туда сесть, не могу вместе с ней волноваться до
дрожи, а она, конечно, страшно волнуется. Вот остаются позади и
"Ледрю-Роллэн", и "Фуардерб-Шалиньи"; Мари-Клод знает, что на этих, без
пересадок, станциях я не имею права следовать за ней, и боится шелохнуться;
главные ставки в игре будут сделаны на "Рейи-Дидро" или на "Домениль". Вот
поезд подходит к "Рейи-Дидро", и я отвожу глаза, не хочу, чтобы она знала,
не хочу, чтобы догадалась, что это не здесь. Когда поезд трогается, я вижу,
что она сидит; нам остается последняя надежда: в "Домениле" только один
переход и один выход на улицу -- красное или черное, да или нет.
И тогда мы глядим друг на друга, Мари-Клод поднимает голову и смотрит
мне прямо в лицо, смотрит в побледневшее лицо того, кто судорожно вцепился в
поручень и не сводит глаз с ее лица, с лица без единой кровинки, с лица
Мари-Клод, которая прижимает к себе красную сумку и встанет, как только
поезд поравняется с платформой "Домениль"...
 
17 06 2006, 06:40 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Если бы ты познакомился лично, то всё пошло бы легче. Кстати, у меня в клубе скоро будет презентация его очередной книжицы - будешь проездом - заходи Улыбаюсь .
 
17 06 2006, 09:24 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Кстати, в итоге проявляющийся текст, после всей мельтешни - тоже о метро: http://abazieva.ru/intro.html Нуууу.... не знаю.... .
 
17 06 2006, 09:35 URL сообщения
Pink Floyd
Активный участник
Сообщения: 13799
Темы: 44

Профиль ЛС

Карма: +331/–21

ASMIRALDA,

спасибо. Я как раз собирался проехать. По кольцевой.
 
17 06 2006, 09:46 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

В добавление о случившемся-неслучившемся...

Огромная-огромная баржа. На ней - бывший ее капитан - мой друг. Мы встретились, как люди, трепетно расставшиеся лет 10 назад со многими невыясненными вопросами. Но всё, что было плохого - забыто. А все, что было хорошего - преувеличивалось в своих размерах. Настоящая ностальгия по присутствующему рядом. Задаем, друг другу какие-то глупые вопросы: а помнишь? А что ты имел в виду? А зачем ты тогда так сказала? - переходящие, порой, в междометия, а иногда в трогательное молчаливое понимание и жадные взгляды, перехватывающие друг друга. И ни капли напряжения - все легко...
Он учит меня быть хозяйкой на этой барже. Учит меня не бояться ответственности управления такой огромной махиной, говорит, что она уже застоялась и пора плыть. Я вяло сопротивляюсь, отчасти оттого, что не совсем верю в свои силы, отчасти оттого, что мне кажутся все механизмы заржавелыми и сломанными. Он радостно разубеждает меня, доказывает обратное, проверяя и показывая, как действуют рычаги управления и оживляя все заброшенные застоявшиеся детали. Мы путешествуем по пустынному кораблю.
Тут мы доходим до капитанской рубки. Была прочитана еще одна лекция, но только до тех пор, пока я не сделала еще одного шага вперед, и не оказалась в отсеке, который был на ступеньку ниже, а там... пол кишмя кишел маленькими существами, похожими на ходячих электрических скатов, обросших белым пухом, только что рожденных морских котиков. Они пищали высокочастотным свистом, смешно переговариваясь и натыкаясь, друг на друга. Все это броуновское движение было по-своему гармонично и премного забавно. До такой степени, что я расхохоталась от нахлынувшей внутренней щекотки. “Прошу любить и жаловать, - представил мне их капитан, - Смехохочки”. “Аа-а-ах, вот ты откуда, оказывается, черпаешь свою иронию, - подумала я о капитане, - этому учат тебя - они. Теперь я знаю как выглядит юмор во плоти!” Я с умилением наблюдала за беспорядочной толкотнёй и прислушивалась к их свисту, но среди них выделялся один, который всё время натыкался на меня. Он обращал на себя внимание еще и тем, что был чем-то болен, и именно поэтому у него была нарушена координация движений. “Черный Юмор,” - подумалось мне. Он был склизкого темно-серого цвета, и весь покрыт стигматами, поросшими белой плесенью, заменяющей ему общепринятый пух и создающий некое его видоизмененное подобие. В какой-то момент я не выдержала его уродства и решила, по спартанским обычаям, выкинуть этого недоделанного и неполноценного за борт. Но мой друг это увидел, и с криками: “Стой!” - вовремя перехватил несчастную жертву. Он накрыл его мокрым брезентом и стал приговаривать: “Его же надо холить!” Во второй раз я задумала столкнуть уродца, лягнув его ногой, как лошадь, но мою попытку снова перехватили с горячим брезентом и словами: “ Его надо лелеять!” Я подумала о зря изведенном драгоценном брезенте. И, пока никто не видит, замахнулась на надоевшую мне приставучую тварь уже палкой, чтобы он сам прыгнул за борт от безвыходности положения, но... была, как всегда, в самый последний момент неожиданно остановлена. На этот раз, аж с махровым полотенцем наперевес и все тем же взволнованным голосом: “Ты что же это, его надо лю-юбить!” - последние слова он произнес чуть не плача. “Неужели ты думаешь, что он нам еще пригодиться? Это же брак и просто больное животное, - недоверчиво отмахивалась я, - ведь он же больше никогда не обрастёт
белым пухом как остальные и будет только портить общую картину...” “Ты не права, - убеждал меня капитан, - если его припаривать компрессами, то он вскоре поправится и станет пушистым и игривым как все остальные - самое важное для него сейчас забота и тепло: он нуждается в помощи. Поверь мне…” Я нехотя стала оглядывать животное и смогла заметить, что припарки подействовали ему на пользу - плесень уже сошла. Я решила про себя, что, пожалуй, он прав.
 
17 06 2006, 10:22 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Pink Floyd

Пожалуйста Mr. Green .
 
17 06 2006, 10:29 URL сообщения
Pink Floyd
Активный участник
Сообщения: 13799
Темы: 44

Профиль ЛС

Карма: +331/–21

ASMIRALDA,

тем не менее Улыбаюсь:
Цитата:
затиснутий тілами
людей
на станції метро
(ми всі лежали горілиць)
на мить
я опинився зверху
і встиг побачити
як у тунелі пролетіло двоє
лелек


я был зажат со всех сторон телами
людей
(мы все лежали навзничь)
на миг
я оказался наверху
успел
заметить
как по тоннелю пролетели
два
аиста
 
18 06 2006, 05:52 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Бабий Яр какой-то прямо...
 
18 06 2006, 09:32 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Там не говрится что тела уже были расстрелянными, а аисты - олицетворение их душ? 8) ...
 
18 06 2006, 09:33 URL сообщения
Pink Floyd
Активный участник
Сообщения: 13799
Темы: 44

Профиль ЛС

Карма: +331/–21

ASMIRALDA,

очень захотелось поделиться со Streamlineом маленькими кусочками палтуса горячего копчения, которые Дональд Майкл Томас использовал вместо закладок в последних главах своего замечательного романа "Белый отель", переводя подвижный контакт реостата с искажённого болезнью лица Зигмунда Фрейда на кундабуферное описание чьих-то попрыщенных от переизбытка съеденной клубники грёз о Бабьем Яре. Кстати, однажды я пошёл туда на прогулку с очень красивой девушкой родом со станции Попельня. Мы целовались под сенью огромных листьев гибридного рибарбара, напоминающих своим невнятным и слегка ветреным шёпотом ивритские имена покоящихся здесь людей: "Рибас", "Рибок", "Ревель"...

Цитата:
Всю ночь успокаивались тела. То и дело чуть сдвигалась чья-нибудь рука, заставляя соседнюю голову слегка повернуться. Черты лиц незаметно изменялись. «Спящей ночи трепетанье», — так сказал об этом Пушкин; только он имел в виду успокоение человеческого жилища.

Душа человека — это далекая страна, к которой нельзя приблизиться и которую невозможно исследовать. Большинство мертвых были бедны и неграмотны. Но каждому из них снились сны, каждому являлись видения, каждый обладал неповторимым опытом, даже грудные дети (возможно, грудные дети — в особенности). Хотя мало кто из них когда-либо жил за чертой подольских трущоб, их жизни были так же богаты и сложны, как жизнь Лизы Эрдман-Беренштейн. Если бы Зигмунд Фрейд выслушивал и записывал человеческие истории со времен Адама, он все равно еще не исследовал бы полностью ни одной группы, ни одного человека.

И это был только первый день.
После наступления темноты одна женщина действительно взбиралась по склону оврага. Это была Дина Проничева. И когда она ухватилась за куст, чтобы подтянуться выше, она действительно столкнулась лицом к лицу с мальчиком, одетым в фуфайку и брюки, который тоже медленно полз вверх. Он испугал Дину своим шепотом:

— Не бойтесь, тетя! Я тоже живой.

Лизе когда-то пригрезились эти слова, когда она была в Гастайне на теплых ваннах вместе с тетей Магдой. Но это не удивительно, ведь у нее был дар предвидения и, естественно, часть ее продолжала существовать вместе с этими выжившими людьми: Диной и маленьким мальчиком, которого всего колотила дрожь. Его звали Мотя.

Мотя был застрелен немцами, когда крикнул об опасности женщине, на которую теперь смотрел как на мать — так добра была она к нему. Дина выжила, чтобы стать единственной свидетельницей, только она могла подтвердить все то, что видела и чувствовала Лиза. Но это происходило тридцать тысяч раз — всегда одинаково и всякий раз по-иному. И не могут живущие говорить за мертвых.

Позже эти тридцать тысяч стали четвертью миллиона. Четверть миллиона белых отелей в Бабьем Яру. (В каждом из них был свой Фогель, своя мадам Коттен, священник, проститутка, чета молодоженов, майор-стихотворец, булочник, шеф-повар и цыганский оркестр.) Нижние слои оказались сжатыми в единую массу. Когда немцы решили замести следы этого массового убийства, оказалось, что даже бульдозерам нелегко отделять друг от друга тела, которые теперь приобрели серовато-голубой оттенок. Нижние слои пришлось взрывать динамитом, а порой в дело пускались топоры. Люди здесь были, за некоторыми исключениями, обнаженными; но ближе к поверхности они были в нижнем белье, а еще выше — полностью одетыми; это напоминало различные формации скальных пород. Внизу лежали евреи, затем шли украинцы, цыгане, русские и проч.

Был создан огромный участок разнообразных работ. Землекопы рыли землю, извлекатели на крюках вытаскивали трупы, старатели (Goldsucher) собирали ценности. Было странно и трогательно, что почти всем жертвам, включая обнаженных, удалось утаить какой-нибудь предмет сентиментального характера, чтобы унести с собою в овраг. Там были даже ремесленные инструменты. Многие ценности приходилось извлекать из тел. Коронки, которые Лизе поставили вскоре после ее возвращения из Милана, были смешаны со множеством других — в том числе с добытыми изо ртов четырех престарелых сестер Фрейда — и превращены в партию золотых слитков.

Гардеробщики собирали мало-мальски сносную одежду; строители сооружали гигантские погребальные костры; истопники разводили огонь, поджигая человеческие волосы; дробильщики просеивали пепел в поисках золота, которое могло ускользнуть от старателей; садовники грузили пепел на тачки, чтобы рассыпать его по садовым участкам поблизости от оврага.

Это была тяжелая работа. Стражники выдерживали зловоние, только глуша целыми днями водку. Русским пленным не давали еды (но горе им, если ослабеют!), и время от времени кого-нибудь из них, обезумевшего от аппетитного запаха жареной плоти, хватали при попытке вытащить из пламени кусок мяса; уличенные в подобном варварстве сами усиливали соблазнительный аромат — их готовили живьем, как омаров. Заключенные знали, что в конечном итоге, когда будет сожжен последний труп, их тоже скормят огню — тех, кто до этого доживет. Стражники знали, что те знают, и это служило источником добродушного подшучивания одной стороны над другой. В один из дней прибыл истребительный фургон, полный женщин. Когда пустили газ, изнутри послышались обычные крики и стук по стенам, но вскоре наступила тишина и можно было открывать двери. Вытащили более сотни нагих девушек. Подвыпившие стражники заходились в хохоте: «Не робей, хлопцы! Каждой по палке! Обновите им целки!» Они едва не захлебывались водкой от смеха: соль шутки состояла в том, что девушки эти были официантками в ночных клубах Киева, а посему — вряд ли непорочными девственницами. Даже у одного или двоих пленных костлявые лица искривились в ухмылке, когда они укладывали девушек — и мертвых, и еще живых — в погребальный костер.

(...)

Когда война окончилась, усилия уничтожить мертвых продолжались, хотя и предпринимались другими. Через некоторое время Дина Проничева перестала признаваться в том, что совершила побег из Бабьего Яра. Инженеры перегородили устье оврага дамбой и закачали туда насосами воду и грязь из соседних карьеров, создав зеленое, стоячее и зловонное озеро. Дамбу прорвало, огромную часть Киева затопило грязью. Застывших в предсмертных позах, как в Помпее, людей продолжали выкапывать и двумя годами позже.

Никто, однако, не посчитал нужным умиротворить овраг мемориалом. Он был залит бетоном, над ним пролегла магистраль, на нем воздвигли телецентр и высотные жилые дома. Трупы захоронили, сожгли, утопили и погребли вновь под бетоном и сталью.

Но все это не имеет отношения к гостье, душе, изнемогающей от любви невесте, дщери Иерусалима.

(...)

После хаоса и неразберихи кошмарной поездки они высыпали из вагонов на маленькую пыльную платформу посреди пустыни и, толкаясь, перешли через небольшой мост. Было так чудесно вдыхать сладкий воздух, когда безо всяких угроз и формальностей их провели к выходу. Снаружи застыли в ожидании выстроенные в ряд автобусы.

Молодой лейтенант, отвечавший за автобус, в который попала Лиза, заикался от застенчивости, и это разрядило обстановку во время переклички. Он смущенно улыбался, когда пассажиры со смехом сообщали ему, что то или иное трудное имя он произнес неправильно. Особенно нелегко ему пришлось с Лизой. Под слоем пота — день был очень жаркий — вверх по щеке и через лоб у него протянулся белый шрам, а один из рукавов праздно покоился в кармане форменной рубашки.

Когда автобус, подняв облако пыли, тронулся с места, лейтенанта качнуло и он с размаху уселся на пустое сиденье впереди Лизы.

— Извините! — сказал он с улыбкой.

— Не волнуйтесь! — улыбнулась она в ответ.

— Это польская фамилия, по-моему? — спросил он, и она подтвердила, что это так. На самом деле она была смущена своей ошибкой. Приняв решение не пользоваться ни своей еврейской фамилией — Беренштейн, ни немецкой — Эрдман из-за всех тех неприятнрстей, которые ей приходилось испытывать, когда ее просили предъявить документы, она намеревалась указать свою девичью фамилию — Морозова. Но по какой-то странной причине назвала вместо нее девичью фамилию своей матери: Конопницка. Было слишком поздно что-либо предпринимать. Молодой лейтенант спросил ее, как прошла поездка.

— Ужасно! Ужасно! — сказала Лиза.

Он сочувственно покивал и заметил, что, по крайней мере, они смогут отдохнуть в лагере. Там не дворец, но довольно удобно. Позже их отправят дальше. Лиза сказала, что ему никогда не понять, как много это значит — услышать доброе слово. Она засмотрелась на однообразную пустыню под выжженным небом и не расслышала его следующего вопроса — чем она занималась в прежней жизни. Ему пришлось переспросить. Он обрадовался, узнав, что она была певицей. Хотя и не особенно разбираясь в музыке, он очень ее любил, и одной из его задач было устроительство концертов в лагере. Может быть, она захочет принять участие? Лиза сказала, что будет рада, если ее голос сочтут достаточно хорошим.

— Меня зовут Ричард Лайонз, — сказал он, протягивая ей левую руку поверх спинки сидения. Она неловко пожала ее, тоже не той рукой. Его имя всколыхнуло воспоминание, и, ко взаимному изумлению, оказалось, что она знакома с его дядей. Она повстречалась с ним, отдыхая в Австрийских Альпах.

— Он думал, что вы умерли, — сказала она.

— Не совсем, — ответил лейтенант с кривой усмешкой.

Разумеется, он знал отель, в котором они останавливались, — он часто ездил туда, чтобы покататься на лыжах.

— Красивое место, — заметил он.

— Да, но и здесь красиво, — отвечала она, снова глядя на песчаные дюны. — Прекрасный мир.

 
18 06 2006, 17:34 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

Стр-р-р-рашно и красиво одновременно Улыбаюсь .
 
19 06 2006, 13:42 URL сообщения
Streamline
Активный участник
Сообщения: 2380
Темы: 108

Профиль ЛС
www

Карма: +63/–9

Pink Floyd, МНе вчера сотрудница принесла его томик.. Так что спасибо.
На будущее, если что то мне хочется скинуть, то кидай на эл адрес.
На форуме это делать не обязательно
 
20 06 2006, 10:26 URL сообщения
Pink Floyd
Активный участник
Сообщения: 13799
Темы: 44

Профиль ЛС

Карма: +331/–21

Streamline,

томик Томаса? Хорошие у тебя сотрудницы...

Что касается меня, то, извини, здесь скидывать больше не буду. Увлёкся. Ангел
 
20 06 2006, 13:35 URL сообщения
lata
Активный участник
Сообщения: 1063
Темы: 1
Откуда: Киев
Профиль ЛС

Карма: +30/–1

ASMIRALDA,
Спасибо, истории пробирают до костей. Возвращаясь к мифогенке, где напарник делся, не знаешь? Вторая книжка без напарника не пошла.
 
20 06 2006, 14:06 URL сообщения
ASMIRALDA
Активный участник
Сообщения: 10949
Темы: 22
Откуда: Москва
Профиль ЛС

Карма: +148/–50

lata

Просто перестали вместе сочинять и всё - пути разошлись. Пашка более плодовитый. А напарник - оболтус Очень доволен . Я его тоже хорошо знаю - в своё время слишком много перепробовал психоделиков.

Pink Floyd

На самом деле, то что ты выкладываешь - великолепно. Не надо никаких e-mail-адресов. Пускай все читают! Бе-еее! ... У тебя редкая способность выбирать из общего потока инфы на нужную тему истории, которые действительно пробирают до костей 8) .
 
21 06 2006, 10:47 URL сообщения
 

Перейти:  


Вы не мoжeте начинать темы
Вы не мoжeте отвечать на сообщения
Вы не мoжeте редактировать свои сообщения
Вы не мoжeте удалять свои сообщения
Вы не мoжeте голосовать в опросах



Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)

 

 


Новости | Библиотека Лотоса | Почтовая рассылка | Журнал «Эзотера» | Форумы Лотоса | Календарь Событий | Ссылки


Лотос Давайте обсуждать и договариваться 1999-2019
Сайт Лотоса. Системы Развития Человека. Современная Эзотерика. И вот мы здесь :)
| Правообладателям
Модное: Твиттер Фейсбук Вконтакте Живой Журнал
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100