Ну вот и всё :)
Эти Форумы Лотоса завершают своё существование, как и было запланировано Новые Форумы Лотоса ждут всех и каждого. Новый подход, новые идеи, новые горизонты.
Если хотите продолжать старые темы, то открывайте их на новом форуме под тем же названием и оставляйте в первом сообщении ссылку на старую тему.
Уильямс. Д.Л. Психологическое изображение пути Кастанеды
Уильямс. Д.Л. Психологическое изображение пути Кастанеды
Дональд Ли Уильямс
"Пересекая границу.
Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды"
Воспроизводится по изданию:
Дональд Ли Уильямс "Пересекая границу... Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды"
Перевод с англ. и общ. ред. В.В.Зеленского
Воронеж, НПО"МОДЭК", 1994
Истории о доне Хуане Карлоса Кастанеды будоражат мир уже более 20 лет. Но что означают образы и события, представленные в этих историях? И что, собственно, в нас самих соответствует очаровывающему нас Пути Знания, по которому следует ученичество Карлоса?
В этой книге, впервые, дается обширное психологическое изображение трудов Кастанеды. Используя сновидения, сказки, мифические и культурные параллели, автор возвращает на землю духовное путешествие Карлоса, показывая, что для любого из нас поиск эмоционального равновесия и самореализации приводит к пересечению границы - между тональным и нагуальным, сознательным и бессознательным.
Уделив особое внимание женской психологии, аналитическому процессу, и образам и понятиям коренных американцев, указывающих путь к культурному и индивидуальному возрождению, автор демонстрирует, что наше переживание бессозна?тельного, - не столько проблема, требующая своего разрешения, сколько приглашение жить более полно и глубоко.
Чтобы получить наслаждение от чтения этой книги, вовсе не обязательно читать все девять книг Кастанеды, но если вас потянет к их последующему чтению, то вы, непременно, сможете не только по-новому осмыслить непривычный мир дона Хуа?на, но и глубже понять единые психологические корни всего человечества.
Дональд Ли Уильямс - юнгианский аналитик, практикующий в штате Колорадо, США.
Введение
Отправные точки
Действующие лица
Дон Хуан: факт или вымысел
Объяснение специфики подхода
Глава 1. Первоначальные образы
Где начинаются все лестницы
Призвание воина
Враги знания
Обычный человек, Охотник, Воин и Видящий
Четыре видения пути знания
Метод Учения
Глава 2. Путь охотника
Охота как психологическое отношение (аттитюд)
Шаманы и Охотники
Охотники, привычки и комплексы
Досягаемое и недосягаемое
Охотиться и быть предметом охоты
Волшебный Олень
Глава 3. Путь Воина
Мескалито
Чертова Травка
Маленький Дымок
Каталина
Безупречный воин
Сновидение и Активное Воображение
Глава 4. Путь Видящего
Формы видения
Страж
Светящееся яйцо и воля
Контролируемая глупость
Глава 5. Шаманский полет
Тональное и нагуальное
Союзник
Прыжок в нагуальное
Двойник
Глава 6. Испытания и Открытия
Без проводника
Корни Чертовой Травки
Пол доньи Соледад
Замысел дона Хуана
Женщины и Ветер
Менструация: Дверь в другой мир
Стебель, Листья, Цветы и Семена
Восстановление грани
Дон Хуан и дон Хенаро ждут
Исцеление Разрыва
Самоосуществление человека в целостного, уникального, отличающегося от других людей индивидуума, не ориентирующегося на коллективную психологию .
Это - ключевая концепция во вкладе Юнга в теорию развития личности. Вклад этот неразрывно переплетён с другими концепциями, прежде всего теориями Самости, Я и архетипа, а также с идеей о необходимости осуществлять синтез сознания с бессознательными элементами. Несколько упрощая можно следующим образом характеризовать взаимоотношения между наиболее важными концепциями, каким-либо образом связанным с индивидуацией: то, чем для интеграции (которая социально проявляется в форме адаптации) является Я, то для индивидуации (самопознания и осуществления самого себя) является Самостью. Сознание можно расширять посредством анализа механизмов защиты; а процесс индивидуации состоит из циркумамбуляции (Zirkumambulation) вокруг Самости, являющейся центром личности, приводящей к интеграции. Говоря по-другому, человек начинает осознавать, в каких отношениях он является самым обыкновенным человеческим существом, а в каких отношениях он неповторим, проявляясь как необычный мужчина (или необычная женщина).
Из-за присущих индивидуации парадоксов существует изобилие её определений, причём как в творениях самого Юнга, так и в работах «пост-юнгианцев». Понятие «индивидуация» позаимствовано Юнгом у Артура Шопенхауэра, а тем – у алхимиста 16-го века Герхарда Дорна. Оба предшественника Юнга говорили о principium individuationis. А Юнг применил этот принцип к психологии. Наиболее раннее использование понятия индивидуации мы встречаем у Юнга в появившейся в 1921 году книге «Психологические типы» (GW 6, § 825-28). Тогда Юнг прежде всего подчёркивал следующие свойства:
Целью процесса индивидуации является развитие личности
Предпосылкой являются коллективные отношения, погружённость в них, то есть индивидуация невозможна в изоляции
Индивидуация всегда более или менее противостоит коллективным нормам, которые отнюдь не обладают универсальной достоверностью: «Чем сильнее человек ориентируется на коллективные нормы, тем больше его индивидуальная аморальность» (там же).
Аспект объединения, присущий индивидуации, мы встречаем и в этимологии этого понятия: «Я использую термин «индивидуация» как процесс, который производит психологического индивидуума, то есть, особое, неделимое единство, целостность» (GW 9/1, § 490). Феномены, описываемые Юнгом в различных контекстах, тесно связаны с его личным опытом, работой с пациентами и проводимыми им научными исследованиями, особенно в области алхимии и изучении психики учёных-алхимистов. Потому и варьируют определения и описания индивидуации в зависимости от материала, который Юнг рассматривал в соответствующий момент наиболее важным.
В гораздо позднее написанной книге (GW 8, § 432) Юнг пытается показать различия, существующие между индивидуацией и интеграцией, что не так-то просто сделать: «Я неоднократно видел, что процесс индивидуации идёт попеременно с осознанием Я, причём Я идентифицируется с Самостью, из-за чего естественно возникает ужасная путаница понятий. Ведь тогда индивидуация приводит лишь к эгоцентризму и аутоэротизму. Индивидуация не исключает мир, а наоборот включает его». Естественно, что позитивная характеристика индивидуации так же важна, как и негативная (скажем указанием на аутоэротизм, то есть, нарцизм). И ещё: «Индивидуализм является намеренным подчёркиванием предполагаемого своеобразия в отличии от уважения и обязанностей перед коллективом. А индивидуация означает лучшую и более полную реализацию коллективного предназначения человека» (GW 7, § 267). И далее: «Цель индивидуации ничем другим быть не может, как только освобождением Самости 1) от ложных покровов персоны и 2) от суггестивной мощи бессознательных образов» (GW 7, § 269).
Мы знаем, что Юнг, примерно с 1916 года, в одной из наиболее бурных фаз своей жизни, вскоре после разрыва с Фройдом, начал рисовать мандалы. Одна из глав книги (GW 9/1) называется «О эмпиричности процесса индивидуации». Глава описывает исследование клинического случая, в котором на переднем плане стоит живопись пациентки. Частично в результате интроверзии Юнга и преждевременной концентрации на внутреннем мире главное внимание в лечении уделялось не межличностным отношениям, а внутреннему миру. Кроме того, в работе «Символ метаморфоз в мессе» ((GW 11) Юнг представляет метаморфозы Христа. Может даже возникнуть впечатление, что здесь мы имеем дело с элитарной концепцией, особенно учитывая высказывания о том, что индивидуация предназначена не для каждого.
Ненамеренно Юнг сам привёл к таким взглядам, хотя он говорил только о том, что процесс индивидуации встречается редко. Хотя этот процесс гораздо легче показать на драматических примерах, чаще всего он проходит совершенно незаметно. Метаморфозы могут быть спровоцированы как каким-либо реальным событием, так и процессом, который вызывается специальной психологической техникой. Замечательным примером последней являются сегодня диалектические методы анализа. При этом аналитик перестаёт быть врачом-психотерапевтом, принимая на себя роль сталкера (проводника) на пути индивидуации. Большое значение тут имеет адекватное использование переноса.
Опасность интенсивной поглощённости внутренним миром и существующими в нём восхитительными образами лежит в том, что всё может свестись к нарцизному самолюбованию. Столь же опасно все без исключения проявления жизни (включая сюда антисоциальные поступки и психотические эпизоды) принимать за результаты процесса индивидуации. Поскольку перенос играет в аналитическом лечении одну из главных ролей, необходимо не забывать, что индивидуация на языке алхимии является творением, направленным против природы (opus contra naturam). А это означает, что нельзя позволять либидо увлекаться инцестуозными объектами или родственниками. Но и презирать, пренебрегать таким либидо не стоит, так как оно заключает в себе огромную движущую силу.
Невозможно индуцировать индивидуацию пациента со стороны аналитика, а тем более требовать. Анализ лишь создаёт условия, способствующие процессу индивидуации: индивидуация не является продуктом корректной техники. Но конечно же, аналитик на основе имеющегося у него личного опыта должен располагать не только тёмными догадками о индивидуации (как и её отсутствии); только на основе пережитого им самим опыта индивидуации аналитик будет способен выявлять ценность бессознательных продуктов пациента (от физических симптомов до сновидений, видений и художественного творчества) для процесса индивидуации. Можно с полной уверенностью говорить о существовании психопатологии процесса индивидуации, так Юнг и делает (например, GW 9/1, § 290). Постоянные опасности, встречающиеся на пути индивидуации: 1) инфляция (гипомания) и депрессия. Да и шизофренические эпизоды тоже встречаются.
Юнг указывает на то, что психотические идеи в отличии от невротического материала не могут быть интегрированы (GW 9/1, § 495). На них невозможно оказать влияние, они могут затопить Я; сами по себе они так и остаются загадкой. Центр личности (Самость) выражает себя идеями и образами, в данном случае «психотическими». Индивидуация является последней проблемой, которую невозможно обойти. Аналитик здесь вряд ли что может сделать большее, чем оказывать помощь своим терпением и симпатией, на которые он способен. И в каждом случае результат будет неизвестен. Индивидуация является исключительно потенциальной целью, которую гораздо легче идеализировать, чем осуществить.
Мандала и сновидения говорят о символике Самости, как только обнаруживается центр и круг (как правило разделённый на четыре части). Символы Самости, многие из которых приводятся и описаны в творениях Юнга, «появляются повсюду там, где процесс индивидуации стал предметом работы сознания, или где, как это бывает при психозах, коллективное бессознательное затопило сознание своими архетипами» (GW 16, § 474). Символы Самости иногда не отличаются от Богов (такие символы присущи как людям Запада, так и Востока). Процесс индивидуации имеет сакральную окраску, наподобие того, как психотический материал иногда имеет «религиозную» окраску. Юнг как-то, отвечая на заданный ему вопрос, сказал: «Индивидуация является жизнью в Боге, о чём однозначно свидетельствует психология мандал» (GW 18/2, § 1624).
Прохождение анализа и брак являются хорошими примерами межличностных ситуаций, подходящих для индивидуации. В обоих необходима преданность и вхождение на хлопотливый путь. Некоторые психоаналитики придают тут большое значение типологии партнёров. Несомненно, что существуют и другие области межличностных отношений, которые посредством более или менее осознанного учёта интрапсихических процессов могут способствовать индивидуации. Наиболее интересной идеей с тех пор, как Юнг отнёс индивидуацию ко второй половине жизни, является открытие того, что индивидуация возможна даже в начале жизни (Fordham M.).
До сих пор остаётся неизвестным, должна ли интеграция предшествовать индивидуации. Конечно, шансы будут гораздо выше, если Я достаточно сильно (интегрировано), чтобы выдержать индивидуацию, когда она начнёт неожиданно и бурно проявляться. Великие художники, в реализации личностных потенциалов которых вряд ли кто сомневается (например, Моцарт, ван Гог, Гоген), по-видимому сохраняли в течении своей жизни инфантильную форму характера и/или психотические черты. Были ли эти люди "индивидуированы"? Относительно совершенства их гения, сплавленного с их личностью, ответ гласит: Да; но если бросить взгляд на личностное совершенство и взаимоотношения с людьми, то ответ будет: скорее всего нет.
Остаётся только один вопрос, касающийся индивидуации, касающийся любого основательно проводимого анализа и всего общества в целом: А какое имеет значение для человечества то, что бесконечно маленькая группа людей предприняла трудное путешествие в глубины своей души? Юнг убедительно отвечает: аналитик делает свою работу не только для пациента, но и для благополучия своей собственной души, добавляя: «Как бы ни было мало и незаметно достижение аналитика, оно является opus magnum. Конечные и наивысшие проблемы психотерапии не являются личным делом, а представляют собой ответственность перед наивысшей инстанцией» (GW 16, , § 449).
Вы не мoжeте начинать темы Вы не мoжeте отвечать на сообщения Вы не мoжeте редактировать свои сообщения Вы не мoжeте удалять свои сообщения Вы не мoжeте голосовать в опросах
Движется на чудо-технике по сей день
Соблюдайте тишину и покой :)